Коломенская скала
Велосипедные прогулки «Открытого города» по Коломне – популярный вид экскурсий. Доведётся Вам побывать на такой – непременно попросите свернуть к местному «скалистому уступу»! Как его найти?
Если идти по улице Союза Печатников (бывшей Торговой) к площади Кулибина, с большого расстояния «маяком» будет служить многоэтажный дом (ул. Союза Печатников, 29). Он возвышается на изгибе магистрали, поэтому и виден издалека. Благодаря однотонному каменно-серому цвету своих стен и трём остроконечным щипцам он напоминает неприступную скалу.
Появился этот дом «дома-скала» благодаря купцу 1-й гильдии Вульфу Лейбошицу, который в декабре 1913 года приобрёл участок у крестьянина Конона Петрова. Жил купец неподалёку, в собственном доме на набережной Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова), 136, где содержал медно-котельную и литейную мастерскую. Вкладывал он средства и в недвижимость: в его собственности было четыре столичных участка.
Для застройки участка на Торговой купец пригласил художника-архитектора Сергея Яковлевича Турковского, для которого этот дом стал единственной самостоятельной постройкой в столице Российской империи. Впрочем, этот факт вовсе не свидетельствует о том, что Турковский не был востребован в строительном бизнесе. Он был постоянным сотрудником талантливого и предприимчивого зодчего Александра Лишневского, подряжаясь на его постройках выполнять ответственные и многотрудные обязанности производителя работ, в некоторых случаях участвуя и в составлении проектов.
Уже в январе 1914 года на участке приступили к разборке старых строений, весной была разрешена постройка шестиэтажного дома с мансардным этажом. Начавшаяся Первая мировая война не помешала строительству, и уже осенью 1915 года здание было готово принять первых жильцов.
Участок застроили очень плотно. Лицевой фасад ни на йоту не отступает от красной линии застройки; в глубине – обычные для Петербурга замкнутые дворы. Несмотря на пропагандировавшиеся в начале XX века идеи оздоровления жилищ путём насыщения их светом и воздухом, городские власти, стоявшие на страже интересов домовладельцев, не принимали решительных мер в этом направлении. Так что строительное законодательство не препятствовало созданию закрытых дворов. Интересно, что поначалу архитектор хотел сделать дом ещё выше, но контролирующие инстанции усмотрели-таки «превышение предельной высоты» и заставили переделать проект – чтобы «скала» не «застилала свет для противолежащего дома».
Композиция фасада, украшенного четырьмя эркерами, вполне в русле неоклассики – абсолютная симметрия, все проёмы самых рациональных прямоугольных очертаний. Лишь возвышающиеся над карнизом «павильоны» с остроконечными фронтонами-щипцами делают дом, особенно издалека, похожим на гранитный утёс – а ведь это образ, характерный для северного модерна.
Послереволюционная судьба самого домовладельца неизвестна, но в 1920-е годы его дочь Сара, занимавшаяся врачебной практикой, жила в отцовском доме на канале Грибоедова, 136…
В те же годы одним из жильцов дома-скалы был известный певец Николай Аркадьевич Большаков (Аркадьев). Любопытно, что он поначалу выбрал юридическую карьеру, обучаясь в Петербургском университете, но параллельно брал уроки вокала у известного баритона Ипполита Петровича Прянишникова. Вскоре молодой исполнитель стал выступать в клубных оперных спектаклях, в столичном Народном доме; совершать гастрольные поездки по стране. С 1904 года Большаков пел на разных сценах Петербурга, а спустя два года дебютировал в партии Ленского на сцене Мариинского театра, в котором оставался до 1931 года.
Артист, обладавший сильным голосом, насчитывал в своем репертуаре 110 партий в операх и опереттах. Он продолжал гастролировать, ему были рады самые известные мировые сцены. В 1911–1913 годах певец участвовал в «Русских сезонах» в Париже и Лондоне; гастролировал по Испании и Италии… После революции остался в России. Подсчитано, что с 1917 по 1931 год он дал 680 бесплатных концертов для рабочих и красноармейцев. В 1931–1953 годах преподавал в Ленинградской консерватории.
Певец и музыковед Сергей Левик в своей книге «Четверть века в опере» отмечает, что Большаков «идеально знал буквально весь теноровый репертуар, бывал во всём одинаково безупречен и, как это не обидно во всём одинаково… бесцветен, чтобы не сказать одинаково одинаков». Впрочем, в наши дни каждый при желании имеет возможность самостоятельно сделать вывод о масштабах таланта певца: он записал на пластинки 271 произведение…
До наших дней дом купца Лейбошица в целом дошёл в своём первоначальном облике. В квартирах сохранилась лепнина на потолках, на лестницах — старинные перила и цветные витражи. Жаль, что здание до сих пор не попало в число выявленных объектов, представляющих культурную ценность…