Летняя резиденция «весёлой царицы»
Один из объектов «Открытого города» – загадочный Михайловский (Инженерный) замок, где император Павел I намеривался жить долго, но был убит заговорщиками через 40 дней после новоселья. Место для строительства этого, по словам А.С. Пушкина, «пустынного памятника тирану», было выбрано не случайно. На этом месте находился деревянный Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны, в котором Павел появился на свет. Этим зданием пожертвовали, чтобы выстроить Михайловский замок…
Однако этот новый Летний дворец изначально предназначался отнюдь не для Елизаветы, а для правительницы Анны Леопольдовны, которая год правила Российской империей от имени своего сына-младенца, императора Иоанна III – считая от первого царя, Иоанна Грозного. В традиционной историографии счёт вели от князя Ивана Калиты, и именовали этого так и не попробовавшего вкус власти правителя Иоанном VI.
План нового Летнего дворца
В феврале 1741 года архитектор Франческо-Бартоломео Растрелли завершил работу над чертежами Летнего дворца, в июне состоялась закладка этого одноэтажного деревянного на каменном цоколе (полуэтаже) здания. Дворец был свободно раскинут в пространстве. С южной стороны был устроен парадный подъезд ко дворцу, и здесь два крыла охватывали обширный парадный двор (курдонёр), отделённый от города решёткой почти в два человеческих роста. С севера, со стороны Летнего сада, дворец выходил к реке Мойке и был открыт к городу.
Курдонёр нового Летнего дворцао
И с юга, и с севера центр здания был выделен вторым полуэтажом и увенчан разорванным лучковым фронтоном со скульптурой и императорским гербом. Всю высоту цокольного этажа и здесь, и там занимали изогнутые по кругу лестничные марши, ведущие в парадный этаж, выделявшийся высокими окнами с богатыми наличниками; простенки между окнами были заполнены пилястрами. По краю крыши тянулась деревянная балюстрада с бесчисленной декоративной резной скульптурой.
Фасад главного корпуса нового Летнего дворца
25 ноября 1741 года Елизавета, дочь Петра Великого, сбросила с престола и годовалого императора, и его мать-правительницу. По словам А.К. Толстого, «Весёлая царица / Была Елисавет…» – любила всё яркое, шикарное, создающее атмосферу праздника. Строившийся богато задуманный Летний дворец приглянулся новоиспечённой государыне, и Растрелли, мастер создания фееричных зданий, продолжил работы. Вчерне здание было завершено в 1743 году, но отделка, возведение пристроек, создание зелёного обрамления вокруг дворца затянулись ещё почти на десятилетие.
В 1745 году от дворца через реку Мойку была переброшена величественная крытая галерея, а на следующий год к западу от дворца (со стороны нынешней Садовой улицы) был построен одноэтажный павильон Эрмитаж – о создании этого «павильона уединения» императрица «изустно соизволила» распорядиться во время личной беседы с Растрелли.
Акведук через Фонтанку
К 1748 году дворец был окружён пышной природной декорацией в духе барокко: лабиринты, постриженные деревья, цветочные партеры, фонтаны. Петербург – город равнинный, и нагнетать воду в фонтанную систему приходилось с помощью сложной системы. От водовода на левом берегу Фонтанки через эту реку к Летнему дворцу был переброшен акведук с башнями на обоих берегах. Лаконичная инженерная система получилась весьма непрезентабельной и резала глаз на фоне роскошного Летнего дворца: «Водовзводные башни и между ими дуги, через которые вода в фонтаны в здешних садах идёт, никакого украшения не имеют, а стоят при Летнем Ея императорского величества доме в самом виду…». Растрелли получил распоряжение – подумать, «каким бы образом оные украсить». В результате акведук был обит досками, раскрашен «пристойными красками» и украшен так, чтобы производить впечатление «как бы хоромного» (жилого) здания. Под стать дворцу, акведук декорировали балюстрадой с тумбами и фигурами «под вид резных», фронтонами и пилястрами.
М.И. Махаев. Вид нового летнего дворца
В годы правления Екатерины II деревянный Летний дворец был не в чести, он ветшал, а на заре правления Павла I был снесён, чтобы освободить место Михайловскому замку. Но вот ведь память места – генеральный план замка в целом повторил планировку барочной усадьбы. С севера, со стороны Летнего сада – парковый, открытый к городу фасад замка, а с юга – парадная площадь, в центре которой в 1800 году установили памятник Петру I («Прадеду – правнук»), который по воле Елизаветы Петровны создавал отец архитектора Франческо-Бартоломео Растрелли – скульптор Карло-Бартоломео Растрелли…