«Машина времени» в Соляном переулке

«Открытый город» стремится познакомить участников проекта, прежде всего, с малодоступными объектами культурного наследия, однако в программе, конечно, есть и музейные объекты, к примеру – Государственный Эрмитаж, Китайский дворец в Ораниенбауме, дом-музей художника П.П. Чистякова. Давайте познакомимся с интересным музеем, который некогда существовал на берегах Невы, но канул в Лету.

Маленький одноэтажный дом в восемь окон по фасаду… Скромная, почти чуждая Петербургу, или, точнее, почти уже забытая в Петербурге архитектура. Этот домик приютился среди шестиэтажных пышных громад, словно полузабытая тень далёкого прошлого. Из таких домиков состоял в былые дни весь Петербург, но теперь их уже почти не встретишь в нашей столице: они – музейная редкость

Журнал «Нива» 
апрель 1914 

Так ностальгически журнал «Нива» в апреле 1914 года начинал рассказ о «Старом домике» – необычном частном петербургском музее, некогда существовавшем напротив Летнего сада, в доме 8 по Соляному переулку.


Ю.Э. Озаровский.jpg

Ю.Э. Озаровский

Создателем этого музея, торжественно открытого 23 февраля 1914 года, был актёр и режиссёр Александринского театра Юрий Эрастович Озаровский. Играя в исторических пьесах, артист старался досконально изучить эпоху, вжиться в неё. Для этого он начал собирать предметы старины – мебель, костюмы, подсвечники, кубки. Окруженный этими артефактами, Озаровский напитывался прошлым и правдоподобно воспроизводил на сцене стиль речи и манеру поведения наших предков. Собирательство было поставлено на научную основу: актёр прошел курс обучения в Археологическом институте, систематизировал свои знания.

Особую страсть Озаровский питал к галантному XVIII веку, но отдавал дань и понравившимся вещам начала XIX столетия, принадлежавшим Александровской эпохе. Стабильному росту коллекции способствовали гастроли в городах России и зарубежья, откуда артист неизменно приезжал не с пустыми руками.

Со временем его квартира наполнилась множеством ценных предметов, но что одному ходить среди них? В 1911 году он отправил многие вещи из своей коллекции в Царское Село, на юбилейную выставку, посвященную 200-летию этой блистательной царской резиденции. Эти предметы эпохи Елизаветы Петровны были выставлены в «Эрмитаже» – парковом павильоне в стиле пышного елизаветинского барокко. Умело составленная экспозиция заслужила восторженные отзывы, и Юрий Озаровский получил за нее Большую золотую медаль.

Раз есть интерес к коллекции – нужно показывать её не от случая к случаю, а постоянно, нужно создать общедоступный музей! В 1912 году Озаровский развёлся, ему пришлось подыскивать себе новое обиталище, и в качестве такового он выбрал тот самый одноэтажный скромный домишко конца XVIII века, затёртый каменными многоэтажными крепышами. Здесь-то и решено было обустроить музей.

Озаровский сделал в доме щадящий ремонт, сохранив все, какие возможно, деревянные детали интерьеров и непритязательной фасадной отделки, и начал размещать здесь те 600 предметов старины, которые сумел собрать. В создании экспозиции ему очень пригодился опыт Царскосельской выставки, и дело пошло споро.

 Елизаветинская комната.jpg

Елизаветинская комната

Новоиспечённый музейщик создал анфиладу из пяти музейных залов, каждый из которых представлял реконструкцию жилого интерьера той или иной исторической эпохи. Зал «ранней петровской эпохи» был выдержан в духе «голландского или шведского мелкого буржуазного жилья». В помещении, оформленном в стилистике «петровской комнаты более поздней эпохи», была представлена «прочная, солидная мебелью, способная выдержать петровских богатырей». Далее следовало «царство жизнерадостного барокко» эпохи «Дщери Петровой», где на фоне ярких персиковых обоев и золочёной резьбы была расставлена мебель, воскрешающая царство «широких «роб», париков, менуэтов, «машкерадов», которые так любила Елизавета Петровна. «Строгостью и чопорностью» отличалась комната эпохи Екатерины II, отделанная в «благородном и спокойном» духе. «Характерная, изящная и простая в своем изяществе мебель» встречала посетителей в зале Александровской эпохи. «И на каждом шагу здесь чувствуется искренняя и живая любовь к старине и уменье осветить эту старину и приблизить ее к нам», – подытоживала «Нива».

Екатерининская комната.jpg

Екатерининская комната

Особенностью экспозиции было отсутствие пояснительных надписей, табличек, ограждений. Озаровский стремился погрузить посетителей в прошлое с максимальной полнотой, как бы перенести их в машине времени в прошлое. Музей постоянно пополнялся – как за счёт новых приобретений хозяина, так и за счёт подарков его коллег и почитателей, проникшихся энтузиазмом артиста-музейщика. Экспозиция регулярно оживлялась ретроспективными спектаклями, производившими особо сильное впечатление среди подлинной обстановки.

Александровская комната.jpg

Александровская комната

Музейное дело развивалось, вскоре даже вышел небольшой каталог с кратким описанием музейных предметов. Однако в 1915 году Юрий Озаровский оставил Александринскую сцену и перебрался в Москву, где получил должность руководителя Московского драматического театра. Переезд и возникшие финансовые проблемы заставили артиста с болью в душе продать свой с такой любовью созданный музей, который в 1916 году был куплен за 15 тысяч рублей Школой народного искусства.

После революционных бурь 1917 года Юрий Озаровский прокинул Россию, основал за рубежом Русскую драматическую школу, скончался в Париже в 1924 году.

Школа народного искусства сумела сохранить большинство экспонатов музея «Старый домик», которые пополнили коллекции Государственного Эрмитажа, где сохраняются и поныне. Сам одноэтажный домик не уцелел, сейчас на его месте возвышается здание советской эпохи…