Непоседливый обелиск

«Открытый город» организует и такие маршруты, на которых не придётся перемещаться по городу от дома к дому, нужно совершать лишь вертикальное движение. Такова экскурсия в толще Ростральных колонн на Стрелке Васильевского острова. Внутри колонн есть лестницы, и можно подняться на вершины этих сооружений. При этом очевидно, что если человек в некоторых случаях внутри памятника перемещаться может, то сам-то монумент привязан к своему месту, он по городу гулять не может. Или всё-таки может?

В Санкт-Петербурге, однако, есть один памятник, который одно время просто не мог обходиться без путешествий, он вольно «гулял» по берегам Невы как заправский турист. Речь идёт об обелиске, у основания которого красуется лаконичная надпись «Румянцова победам». Румянцевский обелиск ныне прячется в тени деревьев Соловьёвского (Румянцевского) сада у здания Академии художеств. Давайте проследим за миграциями этого памятника до того, как он обрёл это своё постоянное пристанище.

 1.png

Майр И.-Г. Марсово поле с обелиском Румянцева победам. Не ранее 1799. ГРМ


На панораме работы Иоганна-Георга Майра мы видим обелиск на Марсовом поле, но уже не на первоначальном месте. Обелиск установили по велению императора Павла I в ознаменование славных викторий генерал-фельдмаршала Петра Румянцева-Задунайского на Марсовом поле в 1799 году, однако ближе к реке Мойке. Затем это место понадобилось для установки памятника генералиссимусу Александру Суворову, и обелиск передвинули на противоположный край поля, к Мраморному дворцу.

Собственно, на гравюре Бенджамена Патерсена 1807 года мы чётко видим то, что скрыто от нас границами полотна на панораме И.-Г. Майра. Б. Патерсен показал результаты этих перемещений: памятник А.В. Суворову на переднем плане, на месте обелиска, а сам обелиск вот он – «убежал» подальше от генералиссимуса, ближе к Неве, к Мраморному дворцу.


2.jpg

Патерсен. Марсово поле и памятник А.В. Суворову. Гравюра. 1807. Из частного собрания П.В. Губара


Теперь давайте повернём эту картину на 180 градусов – с помощью того же Б. Патерсена. Полотно, созданное им в 1806 году, называется «Марсово поле и Румянцевский обелиск». Вдалеке величественно возвышается зловещий Михайловский замок, ставший последним пристанищем Павла I. Слева – тенистый Летний сад, справа – особняки знатных вельмож. На пыльном Марсовом поле, прозванном «Петербургской Сахарой», проходят очередные строевые занятия, за которыми зорко наблюдает небогато одетая женщина с узелком. Может, это жена одного из рядовых принесла обед для своего благоверного? А на переднем плане слева – тот самый Румянцевский обелиск, у подножия которого офицер в треуголке рассказывает своим соратникам о войнах «золотого века» Екатерины II. Памятник А.В. Суворову тоже есть – он едва виден на дальнем плане. Таким образом, Б. Патерсен позволил нам взглянуть на изменившуюся панораму с противоположных точек – и от памятника генералиссимусу, и от обелиска.


3.jpg

Б. Патерсен. Марсово поле и Румянцевский обелиск. Гравюра. 1806


Пришло время рассмотреть обелиск поближе и в полный рост. В этом нам поможет гравюра И.И. Колпакова с чертежа Жозефа Ла Пена, изображающая перемещённый обелиск крупным планом. Мы видим, что здесь монумент уже обнесён оградой из, вероятно, гранитных тумб, а офицер рассказывает даме то ли о художественном великолепии монумента, то ли о славных военных походах…


4.jpg

Гравюра И.И. Колпакова с чертежа Ж. Ла Пена. Обелиск «Румянцева победам»


Однако и этому месту у Мраморного дворца не суждено было стать «родным очагом» для обелиска. В 1818 году А.В. Суворов вновь «догнал» и потеснил обелиск, и тот по воле Александра I перебрался на другой берег Невы, под стены Академии художеств, подальше от докучливого бронзового генералиссимуса. На фотографии А.Ф. Лоренса, сделанной в 1860-е годы, мы видим этого каменного путешественника. Вокруг просторно, свободно. Нет пока деревьев тенистого сада, за которыми обелиск мог бы скрыться от излишнего внимания.


5.png

Румянцевский обелиск у стен Академии художеств. Фото А.Ф. Лоренса. 1860-е гг.


На новом месте памятник никто не тревожил, со временем он «оброс» Румянцевским (Соловьевским) садом и скрылся за высокой металлической решёткой. Шли годы, и происхождение памятника стало забываться. Некоторые даже верили, что эта каменная стела вывезена из Египта!

Однако и здесь обелиску «играли на нервах», ему пришлось выдержать ещё более страшное покушение на свою судьбу, чем многократные перемещения. Обелиск ветшал, и в 1915 году Петроградская городская управа рассматривала возможность срыть находящийся у неё на балансе медленно разваливающийся памятник, если не получится изыскать потребные на его ремонт 45 тысяч рублей. К счастью, монумент тогда устоял, но комплексной реставрации многострадальный памятник дождался лишь перед самой Великой Отечественной войной. После реставрировался вновь, и теперь гордо возвышается на своем месте, напоминая о военной славе России.


6.jpg

Румянцевский обелиск. Современное фото