О трамваях проекта "Открытый город"
Трамваи МС — прямые наследники первых петербургских трамваев начала ХХ века. При схожих габаритах и вместимости они всё же имеют некоторые отличия. Первый трамвай типа МС вышел из ворот завода «Красный Путиловец» в 1927 году. Его название расшифровывается как «моторный стальной». МС открыли эру трамваев со стальным каркасом кузова. Однако, водитель по-прежнему должен был работать всю смену стоя на общей открытой (без дверей) площадке. С начала 30-х двери всё же появляются, но открываются вручную.
После четырёхмесячного перерыва в трамвайном движении в блокадном Ленинграде первыми на линию вышли вагоны именно этого типа. Они были легче других, и измождённые люди при необходимости могли вытолкнуть поезд за пределы обесточенного участка. Во время войны такие трамваи также перевозили воинские части. До конца шестидесятых вагоны МС перевозили пассажиров, а затем были переоборудованы в служебные вагоны.
Двухсторонний вагон МС-4 (№2424) построен в 1933 году, после снятия с эксплуатации на пассажирских маршрутах работал в трамвайном парке №5 (он же «Ланской», им. Калиниа) в качестве служебного. В начале 1980-х, когда был закрыт на ремонт проспект Энгельса, он снова работает как пассажирский: из трёх служебных вагонов МС сцепили поезд и он «челноком» ходил по одному пути, пока ремонтировали второй. В конце 1990-х этот вагон отец-основатель Музея электротранспорта А.Ю. Ананьев выменял его, как утверждают очевидцы, на ведро красной краски. Вагон восстановлен как пассажирский специалистами Петербургского трамвайно-механического завода в 2004 году. За образец взят вагон первых послевоенных лет, главной особенностью которых стали убранные под крышу цветные маршрутные огни.
Односторонний вагон МС-4 (№2575), прошедший восстановление в 2004 году на Петербургском трамвайно-механическом заводе — завершение музейной коллекции «моторных стальных». Вагон, построенный в 1932 году, в 1950-е стал односторонним: выход только на правую сторону по ходу движения, оставлен лишь один пост управления. Таким трамваям присваивалась отдельная серия — МСО (О — односторонний). На МСО для водителя выгораживают из пространства площадки отдельную кабину. Устраивается пневматический привод дверей, радиотрансляция (остановки объявляет водитель). В 1958 году именно такой трамвай впервые в мире вышел на линию без кондуктора.