Обитель классного художника
Среди экскурсий «Открытого города» – подробное знакомство с особняком О.В. Серебряковой, построенным Борисом Ионовичем (Борухом Евновичем) Гиршовичем, классным художником по архитектуре – в таком звании Академия художеств выпускала специалистов до реформы 1893 года.
Б.И. Гиршович
В этой статье мы познакомимся с многоэтажным домом, который Б.И. Гиршович построил на собственном участке в 1899–1900 годах (ул. Писарева, 5).
Подпись Б.И. Гиршовича
Есть за Театральной площадью весьма необычный уголок: если стоять на пересечении улиц Декабристов и Писарева, то взгляд непременно выхватит из архитектурного ландшафта суровый силуэт брандмауэра, отстоящего от перекрёстка более чем на сотню метров.
Брандмауэр дома Б.И. Гиршовича
Шероховатая поверхность высокой стены вразнобой прорезана окнами, появившимися уже в советское время (до революции в брандмауэрных стенах не разрешалось устраивать окна). Брандмауэры доходных домов – типичная деталь для дореволюционного строительства нашего города. Фасад здания отделан неброско, но весьма привлекательно. Он оформлен в «стиле Людовика XVI», весьма модном в конце XIX века, на излёте поздней эклектики. Четырёхэтажный с мансардой дом поставлен на высокий полуподвал. Нижний ярус прорезан полуциркульными окнами, и расчерчен глубоким рустом. Некоторые окна верхних этажей украшены лучковыми сандриками и лепниной.
Дом Б.И. Гиршовича
Дом был замечен профессиональной прессой ещё на этапе строительства. О нём в «Неделе строителя» говорилось, что дом предназначается «под барские квартиры», а фасад «будет частью оштукатурен, частью облицован кирпичом».
План дома Б.И. Гиршовича. ЦГИА СПб
Зодчий-домовладелец постарался выжать из узкого участка максимальную выгоду. Для увеличения полезной площади на лицевой фасад был выведен трёхэтажный эркер, над проездом во внутренний двор устроены антресольные помещения, дворовые фасады обогатили балконами. Было устроено «помещение для дров» – так называемый подвесной двор на сводах: подвалы устроили не только под строениями, но и под частью двора.
Дворовый фасад дома Б.И. Гиршовича
В глубине участка был возведён компактный двухэтажный флигель, где как-то сумели уместить и конюшню, и сарай, и ледник, и прачечную.
Надворный флигель на участке Б.И. Гиршовича
Плотная застройка не должна была сказаться на комфорте жильцов. Освещение парадной лестницы было устроено «верхним светом» – через застеклённый потолок («фонарь»). Правда, лифта не было – этажность дома позволяла отказаться от этой дорогостоящей новинки. Одну из квартир на третьем этаже, в 13 комнат, занял сам архитектор с семьёй. Кроме того, на четвертом этаже дворового флигеля он устроил для себя «мастерскую в антресолях».
«Фонарь» над парадной лестницей
Дом принадлежал семье Гиршовичей вплоть до революционных потрясений 1917 года. Архитектор-домовладелец до них не дожил: он умер летом 1911 года, здание унаследовала его вдова Генриетта.
Дом Б.И. Гиршовича. Элементы витражного остекления
До наших дней дом дошёл практически без потерь. Сохранилась фасадная отделка, на месте стеклянный потолок лестничной клетки, небольшие по площади витражи, лепнина. Даже двухэтажный дворовый флигель предстаёт почти в первозданном виде. Всё почти так, как и более века тому назад, когда с этого дома для «барских квартир» сняли леса...