Очаг знаний на задворках столицы

«Открытый город» подчас «загоняет» нас в самые труднодоступные уголки Петербурга. В этом случае цель оправдывает средства – ведь на дальних улицах и переулках таятся жемчужины архитектуры, мимо которых редко проходишь – например, особняк Брусницыных в Гавани Васильевского острова. И в наши дни этот район далёк от фешенебельности, в чём легко убедиться, добираясь до особняка на экскурсию, а уж век тому назад здесь были настоящие городские задворки. Между тем, перед самой Первой мировой войной эти места могли быть благоустроены, чтобы стать зоной притяжения лучших педагогических сил российской столицы. Об этих планах и пойдёт рассказ.

«Галерная гавань – частичка громадного и великолепного города, в котором вы живёте и наслаждаетесь, далеко у взморья, на самом конце Васильевского острова, по соседству со Смоленским кладбищем; ненадёжный приют самого бедного петербургского народонаселения, о существовании которого вы только подозреваете – того народонаселения, которое замирает от страха при малейшем возвышении воды и рискует быть потопленным всякий раз, когда в серый осенний день воет ветер…», – так в середине XIX века описывал этот «медвежий угол» Петербурга И.И. Панаев. Не обрела представительности Гавань и в начале XX века, хотя здесь стали появляться многоэтажные каменные дома. Именно в этой провинциальной части столицы Российской империи на пороге Первой мировой войны городские власти задумали построить училищный дом имени М.М. Стасюлевича, выделив для этой цели обширный угловой участок муниципальной земли площадью 4306 кв. м (современный адрес – Большой пр. В.О., 103 – Опочинина ул., 2).

Долгая (84 года) и достойная жизнь Михаила Матвеевича Стасюлевича (1826–1911), историка и педагога, издателя и публициста, общественного деятеля, неразрывно связана с Васильевским островом. Здесь он жил, здесь учился, здесь преподавал, здесь был похоронен – в церкви Воскресения Христова на Смоленском кладбище. Стасюлевич, будучи гласным (депутатом) Санкт-Петербургской городской думы, был избран председателем комиссии по народному образованию, и на этом посту много сделал для развития петербургского просвещения. Откликаясь на смерть Стасюлевича, последовавшую 23 января 1911 года, известный юрист А.Ф. Кони отметил: «Надо было видеть его на освящениях новых обширных училищных зданий, на актах и школьных празднествах, среди толпы собранных им детей; надо было посетить вместе с ним несколько городских училищ, чтобы понять, сколько любящего сердца и деятельной воли вкладывал он именно в школьное дело».

И вот столичные власти в мае 1914 года решили достойно и с пользой для города увековечить память подвижника образования и инициировали конкурс эскизных проектов городского училищного дома имени М.М. Стасюлевича. Условиями предписывалось спроектировать на отведённой для строительства территории «училищное здание», где под одной крышей располагались бы: домовая церковь; учебные помещения для четырехклассных училищ для девочек и мальчиков; физический, рисовальный и естественноисторический «кабинеты»; библиотека и учительские; гимнастический зал с душевыми; медицинский кабинет; рекреационные залы; столовая с кухней и классом домоводства. Помимо этого набора помещений, необходимых для осуществления учебного процесса, здесь же предполагалось устроить общежитие для «сирот и бесприютных детей», квартиры для преподавателей и помещения для обслуживающего персонала.

В связи с проектированием здания в подверженном водной стихии районе, в условиях особо подчеркивалось: «Нижний этаж должен быть устроен не ниже линии наводнения 7 ноября 1824 года и предназначается для хранения топлива в связи с котельным отделением и устройства других хозяйственных помещений и раздевален».

Подведение итогов конкурса пришлось на начало Первой мировой войны, продолжительности и разрушительной силы которой тогда никто предвидеть не мог. Выиграл соревнование художник-архитектор Павел Петрович Светлицкий, получивший и причитающуюся за первое место немалую по тем временам премию – 1200 рублей.

Светлицкий имел за плечами обширную строительную практику, причем он успешно занимался строительством не только многоэтажных доходных домов, но и общественных зданий. Ещё будучи студентом, он практиковался в роли помощника архитектора на крупной муниципальной стройке, ведущейся по проекту и под руководством А.Л. Лишневского – Доме городских учреждений, включавшем, в том числе, и учебные помещения (Садовая ул., 55–57 – Вознесенский пр., 40–42). В своей самостоятельной работе Светлицкий несколько раз успешно выступал на конкурсах проектов учебных зданий – так что к проектированию училищного дома имени М.М. Стасюлевича он подошёл во всеоружии.

Архитектор в полной мере использовал преимущества трапециевидного углового участка, расположив корпуса учебного здания с максимальной эффективностью. За спиной основного здания, выходящего фасадом на Большой проспект Васильевского острова, располагались два дворовых корпуса, соединённые с лицевым корпусом под прямым углом – тем самым на участке образовывались внутренние дворы разной площади и назначения, каждый из которых был снабжён отдельным въездом с улицы. Самый обширный из дворов, почти правильной прямоугольной формы, был предназначен для игр и занимал площадь 773 кв. м. Дети, играющие в окружении корпусов, были в безопасности от уличных неприятностей.

Общежитие и квартиры Светлицкий собрал в одном корпусе чуть поодаль от учебных зданий. В этот жилой флигель был устроен отдельный вход с Опочининой улицы, но из преподавательских квартир и ученических спален можно было по переходам попасть непосредственно в учебные здания и в домовую церковь, которую архитектор не встроил в тело многоэтажного училища, а поставил у его подножия. Миниатюрный белоснежный храм в «неорусском стиле», притулившийся к пятиэтажному училищу (вход в церковь спроектирован через тамбур в учебном здании), собирает воедино выходящие на улицы корпуса и придаёт комплексу романтическую живописную нотку. Лицевой корпус училища оформлен достаточно скромно, и по его внешнему облику трудно догадаться – учебное ли это здание или, к примеру, доходный дом. Впрочем, архитектор, выбрав нейтральный архитектурный строй лицевого фасада, не урезал инсоляцию обширных помещений, требующих обильного освещения – столовой, гимнастического зала и рекреационного зала с эстрадой. Он снабдил их окнами большой площади, но спроектировал эти помещения не «на лицо», а в дворовых корпусах.

Летом 1915 года городские власти заключили с победителем конкурса соглашение на дальнейшую разработку проекта и постройку училищного дома. Светлицкий приступил к созданию рабочего проекта, но военные неудачи, экономический и политический кризисы, настигшие Российскую империю, оставили эту интересную разработку в чертежах. Будь училищное здание построено, оно, несомненно, стало бы заметным архитектурным акцентом василеостровской Гавани и необходимым в этой части города очагом народного просвещения. Светлицкий сумел бы построить удобное, прочное и красивое здание. За это говорят как осуществлённые им постройки, так и слова его коллеги, авторитетного архитектора Д.А. Крыжановского, сказанные в 1915 году: «Павел Петрович – архитектор выдающихся знаний, талантливый проектировщик (на многих конкурсах брал премии), внимательный до мелочности строитель, чем особенно отличился при постройке городских училищных зданий».