Омут в центре Петербурга
Один из интереснейших объектов, с которыми знакомит нас «Открытый город» на автобусной экскурсии «Демоны и ангелы архитектора Лишневского» – дом Ш.-З. Иоффа на Пяти углах (Загородный пр., 11; ул. Рубинштейна, 40).
Дом Ш.-З. Иоффа. Открытка
Это здание «преследует» нас просто по пятам. Вот, к примеру, несколько лет назад, спеша на работу, я торопливо открыл почтовый ящик. Там – квитанции, требующие посетить пункт оплаты жилья, несколько рекламных листовок. Внизу, в недрах ящика – бесплатная газета. Уже в метро стал переворачивать страницы. В разделе «Бытовая техника» мой взгляд привлекло объявление: «5 Углов. Центр города – Центр электроники». Левую сторону страницы занимало изображение старинного здания, увенчанного высокой башней. Вот так, в утренней суете, человеку может открыться творчество одного из плеяды архитекторов, создававших облик Петербурга-Петрограда-Ленинграда – Александра Львовича Лишневского.
Пять углов
И сейчас, стоит лишь произнести «Пять углов» – и перед мысленным взором непременно возникнет высокий статный дом с двухъярусной угловой башней, силуэтом перекликающейся с классицистической колокольней церкви Божией Матери Владимирской, а круглыми окнами-«иллюминаторами» и барочным декором вторящей отделке барабанов того же храма, находящегося в четырехстах метрах от дома по линии Загородного проспекта.
Дом Ш.-З. Иоффа в панораме города
Этот доходный дом был построен архитектором Лишневским в 1913–1914 годах для купца Шнеера-Залмана Иоффа, торговавшего антиквариатом и мебелью, владевшего одним из столичных аукционных залов (фамилия домовладельца в разных источниках встречается в различных написаниях – Иоф или Иофф). Прежде чем приступить к строительству, архитектор разобрал изящное трёхэтажное здание, находившееся на этом месте. Тогда это было обычным явлением – многоэтажные громады стремительно теснили малоэтажные домишки.
Пять углов до постройки дома Ш.-З. Иоффа
Солидное пятиэтажное с мансардой здание привлекло внимание столичной прессы уже на этапе строительства. В июне 1913 года «Петербургская газета» сообщала, что на углу Загородного и Троицкой улицы (ныне улица Рубинштейна) «воздвигают громаду», верхние этажи которой займут квартиры, а внизу устроят «нечто вроде пассажа». Действительно, первые два этажа дома Иоффа были отведены под торговлю: они выделяются большими витринными окнами и практически лишены декора, который сосредоточен в верхней части здания.
Верхние три этажа и мансарда украшены колоннами, пилястрами, треугольными фронтонами с крупной скульптурой: возлежащие обнаженные женские фигуры опираются на вазы. Наш современник, скульптор Павел Петрович Игнатьев, занимавшийся реставрацией скульптурного убранства этого дома, отличающегося, по его словам «откровенной театральностью», сравнивает лежащих «дев» с аллегорической скульптурой «Ночь» с надгробия Медичи во Флоренции работы Микеланджело.
Дом Ш.-З. Иоффа. Декор
По сторонам полуциркульных проёмов третьего этажа дома Иофа тянется мерный ряд кариатид, которые одной рукой поддерживают опирающиеся на их плечи ложные балконы, другой удерживают гирлянду, пропущенную через замкόвые камни арочных окон. Весь декор выполнен из искусственного камня – цемент с мраморной крошкой.
Дом Ш.-З. Иоффа. Декор
Уникален овальный внутренний двор дома – вряд ли в Петербурге есть подобный. Историк искусства Александр Викторович Степанов пишет, что Лишневский, создав неординарной формы двор, превратил небо «в зеркальный омут, по которому скользят облака». В дворовое пространство выведены окна обеих лестниц – парадной (она повторяет овальную форму двора) и чёрной.
В доме было спланировано всего шесть квартир – по две на каждом из жилых этажей. В каждой квартире – семь комнат, кухня и обиталище прислуги («людская»), ванна и два «клозета». Отопление помещений – водяное, кухонные очаги и ванны были газифицированы. Годовая арендная плата за год пользования этими шикарными апартаментами достигала 4-х тысяч рублей – не каждый архитектор или инженер за год зарабатывал и половину этой суммы. Сам домовладелец с семейством (жена и шесть дочерей) разместился в пятом этаже, этажом ниже поселился личный почётный гражданин, купец Янкель-Арон Голант, вращавшийся в банковской сфере. Третий этаж облюбовала Людвига Блоске, державшая мастерскую дамских нарядов – модное ателье по-нашему.
Дом Ш.-З. Иоффа. Двор
Нижние торговые этажи занимали магазины со «светлыми тёплыми подвалами» при них. На этом оживлённом перекрёстке нашли себе место и нотный магазин Николая Адамсона, и автомобильный салон Александра Шапиро; здесь можно было купить обувь и меха, дорожные вещи и корсеты, подкрепиться вином и фруктами. Магазин здесь арендовало Русское акционерное общество «Сименс-Шуккерт», занимавшееся всем спектром электрификации: от производства электрической арматуры и оборудования до оснащения электрических станций и «передачи электрической энергии на расстояние и распределения её». Здесь же находилась главная контора торгового дома «Г.И. Марьяновский и сыновья», торговавшего сушёными фруктами из Персии и Бухары, бакалейными и колониальными товарами (чай, кофе, пряности); сам основатель фирмы, купец Григорий Марьяновский, жил здесь же.
Дом Ш.-З. Иоффа. План
В 1915 году, когда стремительно стала распространяться мода на «синематограф», предприимчивый домовладелец поручил тому же Лишневскому обустроить в части нижнего яруса кинотеатр. Архитектор спланировал зал на 300 мест со стороны Троицкой улицы, фойе спроектировал по Загородному проспекту, аппаратную камеру задумал устроить в угловой башне. Похоже, задумка осталась в чертежах: в справочнике «Весь Петроград» до 1917 года кинематограф по этому адресу так и не был указан. Но вот мистика: в здании, находившемся на месте дома Иоффа, в 1909–1913 годах (до начала нового строительства, стартовавшего весной 1913-го) работал кинематограф «Мефистофель». Как тут не вспомнить знаменитого своей гибелью скульптурного Мефистофеля, который появился на построенном Лишневским в 1910–1911 годах доме (Лахтинская ул., 24) и был варварски сбит 26 августа 2015 года!
Бывший доходный дом Иофа, являющийся, по словам историка архитектуры Бориса Михайловича Кирикова, «опознавательным знаком Пяти углов», неизменно привлекал и привлекает к себе внимание художников, фотографов, музыкантов и кинематографистов: на крыше этого здания был снят клип группы ДДТ «Ни шагу назад»; сейчас в башне дома находится художественная мастерская.