Опрокинутый госпиталь
Экскурсия «Открытого города», посвященная людям самой гуманной профессии, называется недвусмысленно – «Медицинский Петербург». В постоянно растущем городе на Неве неизменно было много больниц и госпиталей. В статье речь пойдёт об истории одного необычного – плавучего – госпиталя.
Вчера стоявшее на Неве против 14–15 линии В.О. госпитальное судно «Народоволец» потерпело аварию, вследствие чего легло правым бортом в воду, в которую погрузились и все его 4 мачты. Авария началась в 4 часа 30 м. и продолжалась около 20 минут. Стоящее рядом другое госпитальное судно «Трансбалт» сигнальными звуками известило о несчастье
Пароход «Николаев»
Опрокинувшийся грузопассажирский пароход был построен в Германии, и после русско-японской войны 1904–1905 годов, в ходе которой русский флот понёс значительные потери в корабельном составе, под именем «Палатия» приобретён российским Морским министерством. Переименованное в «Николаев», судно после необходимых переделок было зачислено в качестве учебного в минный отряд Балтийского флота. Ахиллесовой пятой парохода была малая остойчивость – он был склонен к опрокидыванию. Чтобы компенсировать этот недостаток, судно нагрузили чугунным балластом, а также внесли в эксплуатационные инструкции требование постоянно держать заполненными балластные цистерны и ёмкости для питьевой воды.
В январе 1918 года пароход был переименован в «Народоволец», привлечен к грузовым перевозкам для нужд Балтийского флота, а через год был причален к берегу у Горного института и стал эксплуатироваться как госпиталь: шла Гражданская война. В условиях суровой зимы 1919/1920 годов, когда из-за отсутствия топлива в Петрограде было закрыто большинство лечебных учреждений, врачи госпитального судна трудились особенно интенсивно.
«Народоволец» – плавучий госпиталь
В ходе переоборудования парохода под госпитальные цели было установлено дополнительное оборудование в высокорасположенные помещения, отчего остойчивость стала ещё хуже, судно дало крен на левый борт – в сторону набережной. Командир «Народовольца» запросил дополнительный балласт, но начальник технического отдела военного порта отказал: «В наличии порта балласта не имеется». Через пять дней после этой отписки произошла катастрофа.
Вечером 6 июня 1920 года судно «совершено неожиданно» дало крен в обратном направлении – вправо, в сторону акватории, и «стало постепенно склоняться». Как назло, в этот момент на судне не было ни капитана, ни помощника, ни механика. Роковое решение было принято машинным «старшиной», который, пытаясь спрямить судно, стал перекачивать воду из балластных цистерн с борта на борт. При этом забыли задраить иллюминаторы, открытые по случаю жаркого дня, они стали забирать забортную воду, крен усилился, стальные швартовые тросы лопнули, пароход опрокинулся и лёг правым бортом на грунт.
Помимо команды, в момент аварии на пароходе находилось 80 больных и «200 военнопленных венгерцев, прибывших из Сибири и временно до отправки на родину квартировавших на судне», – сообщала «Красная газета». – «Все больные и пленные, благодаря спокойствию и выдержке команды, были высажены частью на берег по трапу, частью же на баржу, стоящую у правого борта». Не успели вынести только двух «острозаразных больных» – они погибли.
На следующий день, 7 июня, в Управление Госпитальной флотилии Балтийского флота, стали поступать телефонные сообщения от жителей Васильевского острова, которые якобы слышали крики и стоны из опрокинувшегося судна. Власти через газеты опровергли эти слухи: в ходе рейдов на спасательном катере вдоль «Народовольца» никаких криков из иллюминаторов не доносилось.
17 декабря 1920 года Революционный военный трибунал Балтийского флота приговорил командира, старшего механика и механика, «не оказавшихся на месте в момент аварии», к различным срокам заключения – от 5 до 15 лет, а вынужденный оперативно принимать решение «старшина» был оправдан за недоказанностью обвинения.
Подъём «Народовольца». Рисунок
Подъем затонувшего госпитального судна стали планировать сразу же после затопления, но ни один из предлагавшихся проектов не посчитали оптимальным. Лишь в 1924 году был окончательно утвержден проект подъема «Народовольца», предполагавший спрямление судна на грунте, герметизацию его корпуса и откачку воды из затопленных отсеков.
Подъём «Народовольца». Схема
В «Красной газете» в июле 1924 года сообщалось, что расходы по судоподъему не превысят 130 тыс. руб., тогда как затонувший пароход «даже в том виде, в каком он есть, после всех испытанных им катастроф и повреждений от пребывания на дне Невы, стоит более чем 300 тысяч».
21 ноября того же года «Ленинградская правда» поместила рисунок, показывающий способ подъема «Народовольца» и описание хода работ: «От дна Невы его правый борт отделен и из воды вышли позеленевшие трубы и палубные надстройки. На этих днях началась работа по облегчению кормы, которую чинят водолазы». Судоподъемные работы полностью завершились лишь к 1 мая 1925 года, когда многострадальный пароход снова оказался на плаву. Извлечённый со дна «Народоволец» был сдан в порт на хранение, и впоследствии разрезан на металл…