Орды башибузуков атаковали Петербург!
На «колёсных» экскурсиях «Открытого города», Вы, возможно, наблюдали из окон автобуса, трамвая, троллейбуса автомобилистов-лихачей, которые своими непредсказуемыми манёврами мешают движению транспорта. Эти бесшабашные «герои дорог» появились на городских улицах не вчера, они колесили по Петербургу уже на заре автомобилестроения, и тогда ставя под угрозу как свои, так и чужие жизни. Об одном таком случае и пойдёт рассказ.
«Вчера 14-го июля, в 5 часу утра, из Лигова по Петергофскому шоссе с огромной скоростью мчался по направлению к Петербургу собственный автомобиль № 1775. Мотором управлял владелец его, шоффер [именно такое написание тогда было в ходу. – А.Ч.] Василий Захаров, 29 лет». Так «Петербургский листок» начинал рассказ о дорожно-транспортном происшествии, случившемся в зените лета 1913 года. Нашумевшее дело привлекло внимание и «Петербургской газеты».
Автомобильных лихачей того времени газеты именовали «башибузуками» – так назывались в Османской империи (Турции) нерегулярные военные подразделения, набиравшиеся из наиболее воинственных племён, жестоких и не признававших никакую дисциплину. В переводе с турецкого слово «башибузук» означает «с неисправной головой», «безбашенный» – «сорвиголова». Пресса столетней давности пестрела сообщениями о сбитых и покалеченных пешеходах, столкновениях автомобилей – друг с другом или со столбом, стеной дома, деревом.
Литературный образ таких гонщиков вполне соответствовал закрепившемуся за ними эпитету. Известный писатель, журналист и краевед А.А. Бахтиаров в очерке «Шоффер» описывал лихачей так: «Одетый в звериную шкуру, в кепке, в перчатках, с нарукавниками, в очках носится он на автомобиле по шумным улицам столицы, давит встречную публику, не разбирая ни женщин, ни детей, налетает на фонарные столбы и даже, совершенно неожиданно, въезжает в зеркальные окна магазинов».
В автомобиле, мчавшемся 14 июля 1913 года по Петергофскому шоссе, помимо водителя-владельца, находились трое его приятелей. «Все пассажиры мотора перед отъездом выпили в Лигове» – сообщал «Петербургский листок». «Вся компания была в возбуждённом состоянии. Спортсмены пели, кричали, задевали прохожих и безобразничали» – более подробно раскрывала поведение молодежи «Петербургская газета».
Молодые люди, вероятно, возвращавшиеся с ночной гулянки, явно искали дорожных развлечений. По шоссе вереницей тянулись крестьянские возы с сеном. Они-то и привлекли внимание шофёра, который «на полном ходу подъезжал к этим возам и, выпуская руль, выхватывал из возов целые охапки сена».
На дороге, предоставлявшей пространство для манёвра, эти акробатические номера проходили без последствий, но вот впереди замаячил мост, «окружённый каменными колоннами и железной решеткой», перекинутый через речку Красненькую, которая «имеет очень высокие и обрывистые берега». Место в газетной публикации обозначено точно. Сейчас здесь протока перекрыта железобетонным 1-м Красненьким мостом, сменившим прежний, от которого сохранились лишь опоры из блоков известняка.
До моста оставалось несколько десятков метров, и в тот момент, когда автомобильный хулиган, «оставив руль, прицеливался выхватить охапку сена, мотор развил максимальную скорость». «Лишь только Захаров отклонился к возу, мотор вдруг внезапно рванулся в сторону, и автомобиль полным ходом налетел на каменную тумбу, ограждавшую набережную реки Красненькой». Разбитая тумба, увлекая за собой прикреплённые к ней металлические ограждения моста, полетела в воду. Туда же, с высоты около пяти метров, «грохнулся» и автомобиль, при падении перевернулся вверх колесами и накрыл находившихся в салоне людей – лишь один пассажир успел выпрыгнуть и упал в речку в стороне от автомобиля.
Первыми на помощь ринулись те самые крестьяне, над которыми потешались молодые повесы. Мужики спрыгнули в воду, отвалили автомобиль в сторону и извлекли пострадавших. Счастье, что речушка была здесь совсем уж неглубока – менее 20 сантиметров («около четверти аршина»), так что никто не захлебнулся.
Успевший выпрыгнуть пассажир отделался, можно сказать, легким испугом, остальные получили серьезные травмы. Больше всех досталось находившемуся без сознания водителю-хулигану: переломы носа, верхней челюсти, рёбер и «тяжкие ушибы тела». В больнице его положение признали «безнадёжным». Пассажирам тоже не повезло: переломы рук и ног, ушибы и открытые раны – травмы «весьма тяжёлые и опасные для жизни».
Спустя два часа после происшествия, когда всех развезли по больницам, вытянули на дорогу искорёженный автомобиль и отправили его «для исправления в гараж»…