Особняк «бумажного короля»
Среди объектов «Открытого города» – особняк К.А. Варгунина, владельца Невской писчебумажной фабрики (Фурштатская ул., 52). Познакомимся с историей его строительства и архитектурными особенностями.
Проект особняка К.А. Варгунина. Фасад. Утверждённый вариант. 1896. ЦГИА СПб. (публикуется по: Кириков Б.М. Архитектор А.И. фон Гоген. От эклектики к модерну. СПб.: Коло, 2023. С. 73)
В 1896 году Константин Александрович Варгунин, вдовец, купец 1-й гильдии, крупный промышленник и банкир, приобрёл участок на Фурштатской ул., 52. Здесь он, верный памяти своей жены Ольги Прокофьевны, погребённой на Павловском кладбище, собирался поселиться в одиночестве. Статус вдовца диктовал солидность постройки, с богато отделанными интерьерами и современным техническим оснащением.
Домовладелец пригласил для составления проекта архитектора Александра Ивановича фон Гогена, который составил чертежи в «стиле Людовика XIV или поздний renaissance». Зодчий избрал асимметричную композицию, созданную выведением на левую часть фасада треугольного в плане эркера, увенчанного куполом с овальными окнами «бычий глаз». Над карнизом по линии эркера возвышался высокий фигурный аттик, за которым ввысь вздымался стройный шатёр кровли. Над центральной частью фасада, прорезанной тремя полуциркульными окнами, также был задуман фигурный аттик, фоном которому служила широкая «французская» не столь высокая крыша.
Проект особняка К.А. Варгунина. Фасад. Окончательный вариант (Строитель. 1900. № 1-2. Стб. 55–58)
Однако в итоговом варианте подчёркнутая асимметричная композиция фасада уступила место более уравновешенной. «Архитектор отказался от самой броской приметы – шатровых крыш, изменив рисунок фасада. Центральное „пятно“ – три арочных окна, очерченных архивольтами на импостах, и трёхчетвертные колонны в простенках более отчётливо зазвучали в новом контексте „мотивом Сансовино“. С левой стороны он ввёл трёхгранный выступ, нагруженный высоким аттиком» (Б.М. Кириков). Зодчий венецианской школы Якопо Сансовино (1486–1570) развивал мотив палладиева окна, стремясь визуально дематериализовать стену, прорезая её плотно поставленными арочными проёмами с ордерными элементами (колоннами, пилястрами) между ними.
Если силуэт здания, лишившись пластически выразительных деталей, стал спокойнее, то второй ярус, напротив, обогатился обильной лепниной. В межоконных простенках были устроены ниши с вазонами в человеческий рост, над которыми были помещены картуши в растительном окружении.
Особняк К.А. Варгунина. Современное фото
Особняк был завершён строительством в 1899 году, расходы на его возведение и отделку составили 250 тысяч рублей. На эти деньги тогда можно было возвести многоэтажный доходный дом средней руки. Высокая стоимость работ была обусловлена богатством внутреннего убранства и передовым техническим оснащением здания. Пока шло строительство, домовладелец передумал селиться в этом особняке и передал его своему сыну Владимиру, который и въехал в новостройку на излёте 1899 года.
Проект особняка К.А. Варгунина. Поэтажные планы (Строитель. 1900. № 1-2. Стб. 55–58)
На участок ведут высокие металлические ворота на каменных рустованных столбах с фонарями. От главного дома, почти квадратного в плане, в глубину участка отходят два крыла. В левом, коротком, в первом этаже находились запасные комнаты и автономные квартиры дворника и швейцара, во втором – ванная комната и помещение для переодеваний («уборная» по тогдашней терминологии). В протяжённом правом крыле находились электрическая станция, буфетные, прачечная, ледник, винный погреб и комнаты для прислуги. Обращает на себя внимание отсутствие кухни – при этом большая по площади столовая и богато отделанные гостиные в особняке есть. Вероятно, домовладелец предполагал питаться сам и угощать гостей привозной едой, которую в доме нужно было лишь разогреть. В глубине двора – служебный флигель, где размещались конюшня на пять стойл, каретный сарай и сеновал.
Проект особняка К.А. Варгунина. Поперечный разрез парадной лестницы (Строитель. 1900. № 1-2. Стб. 55–58)
Проект особняка К.А. Варгунина. Продольный разрез парадной лестницы (Строитель. 1900. № 1-2. Стб. 55–58)
Помещения главного дома сгруппированы вокруг просторной парадной лестницы, что позволило обойтись без длинных скучных коридоров, отбирающих много полезной площади. Такая планировочная идея с использованием лестницы-холла станет особенно популярной при строительстве особняков периода модерна. Собственно, сам домовладелец настаивал, «чтобы центр главного помещения в доме – наиболее интересная и обширная часть – была лестница», и зодчий в точности исполнил это указание.
Особняк К.А. Варгунина. Парадная лестница
Ключевая роль среди парадных помещений принадлежит гостиной, выведенной на фасад тремя огромными арочными окнами. «Центром анфилады второго этажа служила гостиная (зал) с тремя высокими окнами. Пышный лепной декор гостиной выполнен в духе рококо. Верхняя часть стен словно растворяется в обильном узоре из рельефных завитков, волют, ветвей и пальметок. В углах – фигурки путти и головы Меркурия, покровителя коммерции… В овальном обрамлении, в облаках, парят Минерва и Меркурий. Аллегорическая композиция олицетворяет триумф искусства, торговли и промышленности» (Б.М. Кириков).
Особняк К.А. Варгунина. Гостиная
Во время Первой мировой войны особняк перешёл к новому владельцу – министру народного просвещения Российской империи Павлу Николаевичу Игнатьеву. Новый владелец недолго наслаждался роскошным приобретением. После 1917 года он оказался в эмиграции, умер в Канаде летом 1945 года…