Парящий над облаками
Вид от подножия Бельведера
Бельведер – детище Николая I. Император собственноручно сделал эскиз будущего здания и 1 августа 1850 года вручил этот рисунок архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру, который вскоре исполнил детальный проект и осуществил строительство.
Архитектор А.И. Штакеншнейдер
«Здание Бельведера двухэтажное, в строгом среднегреческом стиле, основание здания из тёсаного гранита; кругом нижнего этажа всего строения – терраса, обнесенная чугунной решёткой, – сообщал генерал-майор Александр Федорович Гейрот в своем «Описании Петергофа». – Вокруг всего верхнего этажа Бельведера великолепная колоннада из 28-ми колонн сердобольского гранита с ионическими белого мрамора капителями. Между колонами тоже чугунная решётка...».
Проект Бельведера. Фасад
Подбирая место для павильона, император планировал устроить здесь, на вершине холма, смотровую площадку, чтобы созерцать открывавшиеся великолепные перспективы. Действительно, находясь здесь, на террасе, можно ощутить, словно паришь над проплывающими мимо облаками…
Проект Бельведера. Планы этажей
Этот живописный павильон любили и любят художники, а сейчас и фотографы – настолько здание, говоря современным языком, фотогенично.
П.Ф. Борель. Бельведер. Литография
Вот, к примеру, одна из литографий, запечатлевших идиллию, царившую здесь в XIX веке, была создана художником, литографом Петром Фёдоровичем Борелем по рисунку архитектора Карла Фридриха Циглер фон Шафгаузена. Перед нами – дворец Бельведер, на склоне между ним и речкой Шингаркой – регулярный сад со статуями и павильонами. По берегу в ландо едет, вероятно, сам государь с семейством и лично правит лошадьми...
Возвышающиеся у подножия Бельведера скульптурные группы укротителей коней работы Петра Клодта – аналоги тех, которые установлены на Аничковом мосту в Петербурге.
Скульптура укротителя коней у Бельведера
Среди интерьеров Бельведера особенной парадностью отличался Большой зал первого этажа, оформленный колоннами белого итальянского мрамора.
Большой зал Бельведера
Отделка зала застопорилась из-за невозможности своевременно доставить колонны из Италии: в 1853–1856 годах, как раз во время строительства, шла Крымская война.
После революции в Бельведере расположилась здравница. Отдыхавший здесь в 1920 году поэт и прозаик Георгий Иванов отмечал в рассказе «Карменсита (Петербургский случай)»: «Бельведер. Вероятно, и не все петербуржцы знают его. Об остальных россиянах и говорить не приходится, – не слышали наверное. А между тем это, по справедливости, одно из красивейших поэтичнейших мест в мире... Налево медное солнце садится за кажущимся черным скалистым островом Кронштадт; направо, вдали, то же солнце последними лучами играет на золотом куполе Исаакия. А видите вы всё это не просто с обрыва, а с широкой площадки огромного мраморного храма...».
Во время Великой Отечественной войны Бельведер серьезно пострадал, была утрачена скульптура и планировка сада. В 1950-е и 1980-е годы Бельведер реставрировали, и, как и до войны, он использовался как место отдыха. После реставрации 2010 года здесь расположился гостиничный комплекс.