Поездка с риском для жизни
Чепель Александр Иванович
Наверное, трудно представить более мирный вид транспорта, чем трамвай. Мерно покачивающийся вагончик неспешно идёт себе по заданному рельсами маршруту, время от времени звонко стрекочет, сообщая о своём приближении зазевавшимся пешеходам. Вот и с проектом «Открытый город» мы можем покататься на ретро-трамвае, на себе ощутить транспортный уют давнего времени. Однако бывали случаи, когда банальная поездка в трамвае становилась рискованным предприятием. Мысленно перенесёмся в Петроград столетней давности, в дни, предшествовавшие приходу к власти большевиков.
«Вчера у Тучкова моста с трамвая маршрута №8 была сброшена кондукторша, избитая бандой хулиганов, переодетых в солдатские шинели, и дезертиров. Эта банда села у Тучкова моста. Кондукторша подошла к ним и очень вежливо попросила их уплатить деньги. Они ответили весьма дерзко, что за них заплатит военный министр, пускай-де она ему представит счёт», – сообщала «Петроградская газета» 19 октября 1917 года – буквально за несколько дней до переломных октябрьских событий, кардинально изменивших жизнь нашей страны. После словесной перепалки один из хулиганов толкнул кондукторшу на заднюю площадку вагона и крикнул: «Товарищи, бей буржуйку!». Никто не заступился за беззащитную женщину, никого из людей в погонах не удалось задержать. Кондукторша попала в больницу…
Обстановка в городе была накалена до предела, в те октябрьские дни газеты пестрели информацией о тревожных событиях. На заседании Петроградской думы пытались решить вопрос снабжения города продовольствием: значительную его часть, предназначенную для российской столицы, подчистую реквизировали голодные губернии или попросту растаскивали в дороге. В Петрограде одна за другой происходили забастовки рабочих и служащих, едва-едва была предотвращена забастовка милиционеров (милиция, подчиненная Петроградской думе, была создана после Февральской революции взамен прежней царской полиции). Все требовали повышения оплаты труда – а где напастись денег на всех в условиях затяжной трудной мировой войны?
В этой ситуации, изыскивая средства, городские власти, в частности, приняли решение повысить плату за проезд в трамвае для гражданских лиц (с 15 до 20 коп.) и ввести пятикопеечный сбор с военных, которые до этого не платили вовсе. Пытаясь хоть как-то смягчить это непопулярное решение, город обратился к населению с воззванием, автором которого был гласный (депутат) Петроградской думы А.В. Луначарский (в будущем – первый нарком просвещения РСФСР, он с начала осени 1917 года занимал пост заместителя «головы» (председателя) городской думы Петрограда): «Город сильно увеличил плату рабочим и служащим в трамвае. Все материалы вздорожали. Товарищи солдаты ездят даром на трамвае. Трамвай приносит городу убыток в 4 млн руб. Как ни тяжело городу налагать новые тяготы на население, но приходится ввести с 16 октября плату за проезд в 20 коп., и для солдат в 5 коп. и уничтожить льготный утренний тариф. Это уменьшит убыток. Без этого трамвайное хозяйство рухнуло бы».
Помимо ожидаемого экономического эффекта, этим решением власти стремились снизить нагрузку на транспорт, полагая, что установление платы с солдат «уменьшит бесцельное катание на трамваях тех солдат, которые от нечего делать разъезжали бесплатно по всему Петрограду, заполняя почти все места не только на площадках вагонов, но даже и в самих вагонах». При этом военная форма подчас была лишь прикрытием для разномастных хулиганов, грабителей, бандитов.
Разумеется, для самозванцев бесплатный проезд в трамвае – лишь вершина айсберга. Под эгидой солдатских шинелей они бессовестно вершили куда более гнусные дела. Так, 6 октября 1917 года в трамвае на Большом проспекте Петроградской стороны «солдат» с забинтованной рукой пытался похитить из сумки кондукторши деньги, но она схватила его за руку. На помощь женщине пришли стоявшие на площадке настоящие солдаты. Они вытащили вора из вагона, и чуть было не расправились с ним самосудом. С большим трудом подоспевшему воинскому патрулю удалось вырвать вора из рук толпы и отправить в участок. Если этот инцидент обошелся без жертв, то в других случаях переодетые «лихие люди» использовали и нож, и револьвер.
В том же октябре на Невском проспекте, у Караванной улицы, грабители в шинелях требовали у прохожего под угрозой револьвера: «Деньги! Иначе смерть!», но тут подоспела милиция. В другой раз ночью на углу Невского и Фонтанки прохожий Петров, отказавшийся отдавать «солдатам» кошелёк, получил несколько ножевых ранений...
Под впечатлением описанного выше вопиющего «трамвайного инцидента» у Тучкова моста, трамвайщики написали коллективное прошение в Совет рабочих и солдатских депутатов и военному министру с просьбой защитить их от насилия хулиганов, переодетых в солдатскую форму.
Кстати, за те несколько дней, которые отделяли введение оплаты для «воинских чинов» от всемирно известных событий 25 октября, городская дума успела-таки выяснить, платят ли военные за проезд в трамвае. По подсчётам трамвайщиков, в целом, 56% пользовавшихся трамваем военнослужащих вносили плату за проезд, а в некоторые дни солдаты даже «платили безропотно, за исключением некоторых лиц, которые потом оказались не солдатами, а только переодетыми в солдатскую форму». Добились городские власти и снижения числа военнослужащих, пользовавшихся трамваем: по докладу работников трамвайного хозяйства, солдат в вагонах стало заметно меньше.