Пролетарский дом в «дореволюционном стиле»

На таких экскурсиях «Открытого города» как «Химеры архитектора Лишневского: Дом городских учреждений», «Ренессанс древнерусской архитектуры» можно познакомиться с дореволюционными постройками архитектора Александра Львовича Лишневского, однако мастер много строил и в социалистическом Ленинграде. Одна из его советских работ – жилой дом на 8-й Советской улице, 6–8, возведённый в 1935–1938 годах.

1.8-я Советская ул., 6-8_Фото 1930-х гг..jpg

Жилой дом на 8-й Советской ул., 6–8. Фото 1930-х годов


Этот дом выделяется в застройке улицы. Фасад украшен выразительными барельефами и лепниной, а само здание, поставленное «покоем», с отступом центральной части в глубину участка, выходит к красной линии лишь боковыми пониженными ризалитами. Такой приём часто применяли петербургские зодчие начала XX века. Ведь, согласно действовавшим тогда градостроительным правилам, если застройка немного отступала вглубь улицы, можно было повысить основную часть здания.


 2.Лоджия.jpg

Лоджия на фасаде жилого дома на 8-й Советской ул., 6–8


Трёхарочная лоджия, вознесённая под самый карниз, — яркий заметный акцент, воедино собирающий фасад. На первый взгляд дом можно принять за дореволюционную постройку периода неоклассицизма. Тем более, до революции А.Л. Лишневский построил на набережной реки Фонтанки, 131 доходный дом братьев Марголиных с похожей лоджией на фасаде.


3.Дом Марголиных.jpg

Лоджия на фасаде дома Марголиных

Однако если внимательно рассмотреть детали оформления фасада, то сразу станет понятно: здание возведено уже в советское время. На барельефах по сторонам трёхарочной лоджии изображены футболисты и теннисистки. Парни серьёзны, сосредоточены и уверены в себе. Одна из девушек флегматична, спокойна, вторая улыбается, вероятно, радуясь результатам игры…


4.Теннисистки.jpg

Барельеф «Теннисистки»


5.Футболисты.jpg

Барельеф «Футболисты»


Модели для барельефов изготовил скульптор Александр Громов. Также в качестве скульптора пресса того времени упоминала профессора Академии художеств Дмитрия Малашкина.

В 1930‑е годы, когда в Ленинграде развернулось массовое жилищное строительство, архитекторы оказывались перед дилеммой. На совещании работников строительных и проектных организаций города нередко звучали такие слова: «Современное строительство похоже на казарменное. Можно взять архитектуру со старых домов, у нас много таких есть, скопировать и покрасивее строить наши новые дома». И одновременно можно было услышать: «Трудящимся Ленинграда не нужны дома-коробки, но вместе с тем следует повести решительную борьбу с излишним нагромождением колонн, эркеров, лоджий, барельефов и прочих элементов, обезображивающих здания и удорожающих их».

Лишневский, как раз стремившийся применять в своих постройках детали и мотивы «старых домов», нередко подвергался критике за «беспринципное» цитирование «упадочной архитектуры» дореволюционного периода.

В доме на 8‑й Советской улице зодчий, по мнению критиков, сумел решить задачу «преодоления конструктивистской коробки» методами «симметричного подчеркивания центра, уравновешивания горизонтальных и вертикальных мотивов фасада», а также «добавлением декоративных деталей и скульптуры». И хотя в процессе проектирования дом подвергался многочисленным изменениям, это не помешало получить в результате «незаурядное и интересное фасадное решение». Критики также отмечали, что умение архитектора строить выразительно свидетельствует о его глубоком профессиональном мастерстве.


6.Покорение воздушного пространства_Фото.jpg

Барельеф «Покорение воздушного пространства»


7.Покорение воздушного пространства_Обмер.jpg

Барельеф «Покорение воздушного пространства». Обмер


Помимо «спортивных» барельефов по сторонам лоджии дом украшают более значительные по площади барельефы на уровне нижних этажей. Один изображает, вероятно, освоение воздушного пространства, развитие промышленной техники. Сидящий на земле человек всматривается ввысь, где опускаются парашюты. За его спиной — колесо какой-то машины, вероятно, трактора.


8.Танкисты_Фото.jpg

Барельеф «Танкисты»


9.Танкисты_Обмер..jpg

Барельеф «Танкисты». Обмер


Рядом гордо и уверенно смотрят вперёд рабочий и работница, а мать показывает сыну достижения технического прогресса. Второй барельеф — на военную тему. Офицер проводит инструктаж танкистов, на заднем плане видна гусеница большого танка.


10.Картуш с датировкой.jpg

Картуш с датировкой


Со временем фактурная фасадная отделка из терразита (цемент с мраморной крошкой) поизносилась, и здание обрело печальный вид. Была утрачена датировка на картуше над проездом, очевидно, отмечавшая дату завершения основного этапа строительства: «1936». Требовался ремонт, и недавно он был осуществлён. Приведён в порядок фасад, восстановлены износившиеся части барельефов, воссозданы утраченные балясины на лоджиях и разрушенные коррозией элементы, расчищена металлическая ограда, отделяющая двор от улицы. Когда с фасадов сняли леса, дом предстал в своем прежнем благородном облике.