Прямоугольники, кубы и цилиндры
Особняк инженера-путейца Сергея Николаевича Чаева на бывшей Лицейской улице (ныне ул. Рентгена), построенный в 1906–1907 годах военным инженером Владимиром Петровичем Апышковым – один из интереснейших объектов «Открытого города». Познакомимся подробнее с проектной и строительной историей этого ярчайшего памятника петербургского модерна. В этом нам помогут материалы Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга.
Здание кажется собранным из цилиндров, кубов и прямоугольников – как будто младенец-великан только что живописно соединил фигуры своего конструктора.
В.П. Апышков. Особняк С.Н. Чаева. Фасад. Проект. 1906 г.
Композиция особняка – несомненная новаторская находка В.П. Апышкова. «Новизна структурного решения определяется, прежде всего, введением динамичной диагональной оси, на которой расположены три последовательно увеличивающихся цилиндрических объёма» (Б.М. Кириков).
В.П. Апышков. Особняк С.Н. Чаева. Планы. Проект. 1906 г.
В первом, самом маленьком наружном цилиндре – тамбур и узкая винтовая лестница. Центральный внутренний цилиндр – побольше, он представляет собой круглый трёхъярусный холл, соединяющий разные по назначению помещения особняка (в первом ярусе центрального цилиндра – вестибюль-приёмная, во втором – круговая картинная галерея, в третьем – столовая для прислуги с обеденным столом в виде кольца). В третьем, самом большом наружном цилиндре находится застеклённый объём зимнего сада.
В.П. Апышков. Особняк С.Н. Чаева. Разрез. Проект. 1906 г.
На примере планировки этого здания мы можем осознать значимость для зодчего требований заказчика – эти требования нередко указывали архитекторам вектор творческого поиска и приводили к оригинальным, подчас революционным, решениям. В посвящённой особняку статье, помещённой в журнале «Зодчий» в 1908 году, отмечается, что центральный холл, освещённый верхним светом, «явился результатом совершенно определённого требования домовладельца – не делать тёмных или даже полутёмных коридоров». Статья не подписана, однако, учитывая обстоятельность описания конструктивных особенностей здания, текст, вероятнее всего, готовил сам архитектор, В.П. Апышков. При максимально компактном плане зодчему удалось соединить все помещения в единый ансамбль, связав интерьеры между собой и создав некую «симфонию» пространств.
В первом этаже особняка располагались кабинет хозяина, парадная столовая, гостиная и биллиардная. Второй этаж отводился под спальни, будуар, ванную с окном и помещения для прислуги. В третьем – кухня с жилищем для кухарки и прачечная: из этих помещений, расположенных на самом верху, бытовые запахи не проникали в жилые и парадные комнаты.
Интерьеры особняка были оформлены в духе разных исторических стилей с элементами модерна. Столовая отделана дубовыми панелями и рельефами на тему охоты, спальня оформлена в стиле ампир. Апышков упоминал, что во многих помещениях, особенно вспомогательных, он придерживался «принципа простоты», используя гладкие потолки с простыми карнизами, не собирающими пыли, гладко оштукатуренные стены.
В соответствии с логикой модерна, фасады особняка отделаны разнообразными контрастными материалами: грубоколотый гранит («гранитные осколки»), светлый облицовочный кирпич, синеватая керамическая плитка. На фоне стен наружного лестничного цилиндра выделяется лепной фриз с изображением всадников. На барельефе справа от входа в особняк – кентавр, увозящий на своем крупе пленницу: этот сюжет заставляет вспомнить античный миф о попытке похищения опьяневшими кентаврами невесты царя племени лапифов и других оказавшихся на пиру женщин. До наших дней не сохранилась крупная женская фигура, венчавшая центральный ризалит главного фасада особняка – женщина словно бы присела на карниз и собиралась спуститься вниз…
Скульптура центрального ризалита
В 1911 году Сергей Чаев продал особняк, и с тех пор здание довольно часто меняло владельцев – это отразилось на его строительной истории. В 1914 году новым владельцем стал Николай Соловьёв – гласный (депутат) Санкт-Петербургской городской думы, антиквар, редактор-издатель журнала «Русский библиофил», директор-распорядитель основанного его отцом товарищества «В.И. Соловьёв» (арендовавшего знаменитый ресторан «Палкин» на Невском проспекте). По заказу нового хозяина особняка мастер северного модерна Ф.И. Лидваль весной 1914 года перестроил открытую дворовую террасу в скромный одноэтажный дворовый флигель.
Ф.И. Лидваль. Проект перестройки открытой террасы в 1-этажный флигель. 1914 г.
Н.В. Соловьёв умер в 1915 году, не дожив и до 40 лет, а его наследники в 1916 году продали особняк французскому подданному Морису Эмильевичу Верстрату, директору общества Северо-Донецкой железной дороги, вице-председателю правления Русско-Азиатского банка. Француз пригласил архитектора Мирона Ильича Рославлева (Рабиновича), который в феврале 1916 года надстроил второй этаж на 1-этажном флигеле, построенном Ф.И. Лидвалем.
М.И. Рославлев. Проект надстройки 1-этажного флигеля вторым этажом. 1916 г.
В мае 1916 года М.И. Рославлев пристроил к особняку со стороны зимнего сада ещё один одноэтажный флигель, убрав ради этого трёхгранный эркер второго этажа.
М.И. Рославлев. Проект пристройки 1-этажного флигеля. 1916 г.
С 1930-х годов и по сей день в здании находится стоматологическая поликлиника. Особняк признан памятником истории и культуры местного значения. Между тем он, несомненно, достоин и более высокого статуса. По мнению историков архитектуры, использование в композиции различных по конфигурации объёмов, применение гигантского остеклённого цилиндра – эти особенности особняка предвосхищают архитектуру авангарда.
Особняк до перестроек
Современный вид особняка