С киркой и лопатой – на Зимний!

Зимний дворец – один из важнейших объектов «Открытого города». Эта всемирно известная резиденция российских императоров обладает богатой историей – как событийной, так и архитектурной. Давайте познакомимся с масштабными работами по приведению дворца в исторический вид, проходившими в 1920-е годы.

Зимний дворец. Современная фотография.jpg

Зимний дворец. Современная фотография

«Богатая и ценная архитектура Зимнего дворца варварски разрушалась царями. Строились, где попало, балконы, посреди прекрасных галерей ставились казарменные стены, сооружалось бесчисленное множество печей и плит. Целые этажи были превращены в кладовые, антресоли и кухни. Наконец, весь дворец был перекрашен в тёмно-красный цвет, убивавший изумительный стиль всего здания». 

Так «Ленинградская правда» в номере от 18 августа 1927 года описывала прежнее состояние бывшей царской резиденции, которую в это время энергично приводили в прежний облик.

Екатерина II на балконе Зимнего дворца во время переворота 1762 года.jpg

Екатерина II на балконе Зимнего дворца во время переворота 1762 года


Изменения в фасадные композиции, задуманные архитектором Зимнего дворца Ф.-Б. Растрелли, стали вноситься вскоре после завершения строительства. В начале правления императрицы Екатерины II над юго-восточным (Комендантским) подъездом (обращённым на Дворцовую площадь, ближе к Миллионной улице) был надстроен выдержанный в барόчной стилистике дворца Фонарик – небольшой зал под собственной крышей, освещаемый с трёх сторон. Такой нехитрый способ трансформации открытого балкона в закрытое помещение хорошо знаком нам и сейчас. На многих петербургских улицах мы можем видеть разномастные застеклённые «лоджии», переделанные из балконов.

Зимний дворец. Открытка начала XX века.jpg

Зимний дворец. Открытка начала XX века

Следующим правителем, проявившим активность в деле «благоустройства» фасадов, стал Николай I, который решил продолжить начинание своей августейшей бабушки. По его распоряжению долгое время пребывавший в одиночестве екатерининский Фонарик обрёл собрата, который был надстроен симметрично над юго-западным (Октябрьским) подъездом Зимнего дворца. Аппетит приходит во время еды, и появилась идея выстроить такие же крытые балконы над другими дворцовыми подъездами. Однако государь сбавил обороты и распорядился «на балконы не делать Фонарика впредь до разрешения», которое не последовало.

Зимний дворец. Открытка начала XX века 2.jpg

Зимний дворец. Открытка начала XX века

Тем не менее, по распоряжению Николая I новые открытые балконы появились на западном фасаде дворца. Из них наиболее заметными были два, охватывающие на уровне второго и третьего этажей углы северо-западного ризалита. Эти балконы, оснащённые маркизами (навесами) и занавесами, хорошо просматривались со стороны Невы. После случившегося в 1837 году пожара Зимнего дворца все фасадные дополнения к проекту Растрелли – балконы, фонарики – были восстановлены. После пожара над северо-западным ризалитом выросла каменная гранёная Телеграфная башня, а в 1886 году рядом с ней – высокий прямоугольник Лифтовой башни, где размещалось оборудование гидравлического подъёмника.

К.А. Ухтомский. Парадный вестибюль Зимнего дворца.jpg

К.А. Ухтомский. Парадный вестибюль Зимнего дворца

Кратко рассказать о перепланировках интерьеров Зимнего дворца невозможно – их было более чем достаточно за дореволюционную историю здания. Одно из самых заметных в этом ряду – разделение величественной сводчатой Растреллиевской галереи первого этажа на два яруса. Местами переделки превращали трёхэтажное здание в шестиэтажное. С окраской фасадных стен также экспериментировали часто, и к 1917 году они были сплошь выкрашены в кирпично-красный цвет, без выделения лепных деталей.

«Всё варварство перестроек и надстроек стало видно только теперь, когда рабочие, под руководством лучших ленинградских архитекторов-реставраторов, стали расчищать дорогу настоящему дворцу – Дворцу Искусств»

газета «Ленинградская правда»

август 1927 года

Газета рассказывала о завершающем этапе реставрационных работ, но подготовка к ним началась сразу после Гражданской войны. Поначалу за недостатком средств ограничивались предупредительными мерами против разрушений: ремонтами крыш, поддержанию отопительной и водопроводной систем, электросети. В исключительно снежную зиму 1923–1924 годов пришлось восстанавливать повреждённые стропильные конструкции.

Пресса постоянно рассказывала горожанам об этапах ремонтных и реставрационных работ в Зимнем дворце. 11 мая 1925 года «Новая вечерняя газета» сообщила, что Совнарком (правительство СССР) рассматривает вопрос об отпуске необходимых кредитов на капитальный ремонт зданий Эрмитажа в целом и Зимнего дворца в частности, «находящихся в угрожающем положении». В ноябре того же года читатели «Новой вечерней газеты» узнали, что в Зимнем дворце завершился ремонт крыш, а бездействовавшее в течение шести лет отопление дворца восстановлено на 50 %. Тогда же была утверждена смета на ремонт лепных украшений и окраску дворца. Эти работы должны были играть и важную социальную роль: к ним предполагалось привлечь «свыше 350 безработных женщин и подростков».

Работы по освобождению дворца от позднейших наслоений заняли более двух лет. За это время были удалены всевозможные пристройки, снесены перегородки, демонтированы устаревшие лифты (Лифтовую башню разобрали несколько позже) и другое ненужное оборудование. В августе 1927 года «Ленинградская правда» сообщала о ходе работ:

«Вместо тёмных грязных кладовых уже сейчас глазам открываются прекрасные колонны, галереи, огромные, освобождённые от нагромождений залы с чудесной комбинацией дневного освещения»

газета «Ленинградская правда»

август 1927 года


Зимний дворец. Современная фотография 2.jpg

Зимний дворец. Современная фотография

С фасада убирали Фонарики и позднейшие балконы. Первыми на реставрацию были поставлены фасады со стороны Дворцовой площади (тогда пл. Урицкого) и Адмиралтейства. «Ленинградская правда» была полна оптимизма: «При расчистке лепок от грубой штукатурки дворец приобретает иной вид. Обнаруживаются интересные детали архитектуры». Отмечалось, что здесь «работают лучшие ленинградские лепщики», которые «бережно очищают первоначальную архитектуру, обнажают её, замазанную цементом и глиною», выявляют и отшлифовывают «мельчайшие кусочки». Словом, возвращают «причудливый узор фантазии великого Растрелли».

В 1927 году стены отреставрированного дворца окрасили «в один из первоначальных исторических цветов» – фисташковый, стволы колонн выбелили, а декоративные детали вычернили. Через три года окраску стен сменили на коричнево-серую, в 1934 году – на оранжевую. Современная окраска впервые появилась в 1946 году: на сочном светло-зеленом фоне стен хорошо читаются белоснежные колонны и лепные украшения, окрашенные под тёмную бронзу.