Северное сияние на Петербургской стороне
Самокатная экскурсия «Открытого города», посвящённая архитектуре Серебряного века – «„Домов обтесанный гранит…“: северный модерн в Петербурге», включает краткое знакомство с доходным домом госпожи Волькенштейн (ул. Ленина, 33; Полозова ул., 22). В этой статье мы подробнее расскажем об этом интересном здании.
Дом К.И. Волькенштейн. Современная фотография
Этот шестиэтажный с мансардой дом на улице Ленина (бывшей Широкой) известен всем почитателям архитектуры северного модерна. Внимание любого прохожего неизменно привлекает глубокий каменный портал, из вершины которого словно бы с большим трудом пытается выбраться то ли волк, то ли белый медведь, уже освободивший из толщи переднюю лапу и оскалившуюся морду.
Зверь вырывается на свободу
Наличники окон по сторонам парадного входа украшены изображениями загадочных длинноклювых птиц и вполне узнаваемых сов.
Пернатые обитатели дома К.И. Волькенштейн
В конце 1870-х годов участком владел Людвиг Дитц, подданный княжества Рейсс-Шлейц, входившего в состав Германской империи. Тогда на Широкую улицу выходил резной деревянный двухэтажный особняк, вход во двор был отделён оградой с вазонами. Домовладелец умер в мае 1901 года, и вскоре родственники расстались с отеческим наследием.
Особняк Л. Дитца. ЦГИА СПб
В 1910 году новая домовладелица, жена кандидата права Клара Волькенштейн, пригласила для строительства многоэтажного дома гражданского инженера Симу Минаша. Старинный особняк и служебные постройки снесли, и на их месте к весне 1911 года был возведён многоэтажный дом.
На пути от проекта к осуществлению несколько изменился фасад дома. Между окнами второго этажа планировались барельефы, изображающие горожан, вероятно, в одеждах эпохи модерна (женщины в зауженных юбках и модных шляпках, мужчины во фраках) за разными занятиями: зрители рукоплещут танцовщице, ведут светскую беседу, дама с зонтиком совершает променад. В реальности вместо них появились картины северной природы: северное сияние, бегущие олени, парящие над скалами чайки, готовящиеся к охоте обитатели Севера – именно эти пейзажи изображены на фиксационных чертежах.
Увы, «северные» барельефы между окнами второго этажа утрачены – очевидно, они были выполнены в штукатурке. Фотографий дома с этими барельефами обнаружить не удалось…
Северная природа на фасаде дома К.И. Волькенштейн. ЦГИА СПб
Зодчий, построивший этот дом, Сима Минаш родился в Мелитополе, учился в рижском Политехническом институте. В 1897 году поступил в петербургский Институт гражданских инженеров, который окончил в 1902 году с серебряной медалью «за лучшие архитектурные проекты», а его фамилия была выбита на мраморной доске в здании института. Он – создатель интерьеров на Царскосельском (Витебском) вокзале, занимался также частной строительной практикой, построив несколько многоэтажных доходных домов в Петербурге.
С.И. Минаш
Зодчий пробовал себя и в роли художника: в Праге в частном собрании хранятся созданные им парадные портреты членов семьи. После революционных событий 1917 года архитектор покинул Россию, несколько месяцев прожил в Константинополе, затем перебрался в Париж. Его дочь, Евгения Минаш (1907–1972) – живописец, основатель Женского союза художниц Франции, благотворитель. Однако Париж не стал последним пристанищем архитектора и его родных. Сима Минаш умер в сентябре 1945 года в Иране...
Дом Клары Волькенштейн стал в 2001 году выявленным объектом истории и культуры. Входящих в здание со стороны улицы Ленина встречает замечательный камин, выложенный зелёной глазурованной плиткой. Хотя есть и потери: со стороны Полозовой улицы канули в Лету витиеватые в духе модерна ворота, которые мы можем увидеть на фиксационных чертежах более чем вековой давности.
Фасад по Полозовой ул. ЦГИА СПб