Сквер без «Согласия»

В список экскурсий «Открытого города» входит много интересных зданий, которые строились как доходные дома, принадлежавшие тому или иному владельцу. А вот экскурсия «Бассейное товарищество» несколько выбивается из их числа, потому что строился этот жилой комплекс не как доходный дом одного владельца, а как кооператив.

Пресса начала XX века зачастую критиковала домовладельцев, которые по-хамски относились к квартиросъемщикам, завышали арендную плату, а услуги при этом предоставляли не на самом высоком уровне. Чтобы обезопасить себя от этих рисков, петербуржцы стали объединяться в товарищества собственников жилья.

Целью этих сообществ было строительство кооперативных домов с хорошей планировкой, удобными и светлыми квартирами, в которых с комфортом могли бы расположиться члены товариществ со своими семьями. Никаких домовладельцев со звериным оскалом, никаких неработающих лифтов и переполненных выгребных колодцев – порядок, чистота, уют под контролем самих квартирантов-собственников.

В 1914 году Санкт-Петербургское товарищество квартирантов-собственников «Согласие» обратилось в Общество архитекторов-художников с просьбой организовать конкурс на составление проекта многоэтажного жилого дома на обширном свободном от построек участке. В наши дни найти местоположение этого домовладения просто – это площадь Шевченко на Петроградской стороне, выходящая своей зауженной стороной к Каменноостровскому проспекту.

план 1.jpg

Заказывая проект, товарищество «Согласие» ясно сформулировало свои требования: «Главное внимание составителя проекта должно быть обращено на выгодность эксплуатации участка, не в ущерб воздуху и свету, удовлетворяя современным требованиям гигиены, городской жизни и эстетики». В плане участок представлял собой остроугольный треугольник со срезанным углом, обтекаемый двумя улицами.

Дом, обогреваемый центральным отоплением, должен был быть шестиэтажным на нежилом подвале, высота потолков в квартирах – не менее 3 м 20 см. Лестницы следовало сделать светлыми, лифт – просторным. Допускалось проектирование мансарды для художественных мастерских, жилища прислуги и шоферов, а также для механической прачечной. Во дворе нужно было предусмотреть гаражи – всё-таки на дворе был уже XX век! Фасад предполагалось «оштукатурить под камень» – такая технология, позволявшая относительно недорого создать презентабельный фасад, становилась всё популярнее.

Конкурс объявляли в Петербурге, а итоги подвели уже в Петрограде – пока архитекторы работали над проектами, грянула Первая мировая война. На конкурс поступило 28 работ. При присуждении премий, состоявшемся 23 октября 1914 года, места распределились следующим образом. Первое место занял О.Р. Мунц, второе – М.М. Синявер, третье – соавторы Н.Л. Марков и Ф.М. Плюцинский. Кроме того, был рекомендован к приобретению (остался без премии, но признан удачным «как идея») проект соавторов А.Л. Берлина и С.Я. Турковского.

Некоторые авторы предлагали оригинальную постановку корпусов – в форме «восьмёрки», уступами, с изломом, а также отдельно стоящими зданиями, объединёнными проездом с колоннами, однако львиная доля проектов (22 из 28) была составлена по традиционной схеме: застройка участка по всей фасадной линии с поперечными надворными корпусами.

 О.Р. Мунц. 1-я премия. Планы этажей.jpg

О.Р. Мунц. 1-я премия. Планы этажей

Ко времени проведения этого конкурса в Петербурге было построено достаточное количество многоэтажных угловых домов на остроугольных участках, поэтому участникам конкурса было на что ориентироваться. Лидер конкурса, О.Р. Мунц стянул лицевые корпуса двумя дугообразными флигелями – подобную схему использовал ранее А.Л. Лишневский, построивший в 1904–1906 годах Дом городских учреждений на углу Вознесенского проспекта и Садовой улицы.

О.Р. Мунц. 1-я премия. Фасад.jpg

О.Р. Мунц. 1-я премия. Фасад

Фасады О.Р. Мунц обработал достаточно скромно: рустовка, лучковые (изогнутые подобно рукояти лука) фронтоны и немногочисленные лепные детали.

 М.М. Синявер. 2-я премия. План.jpg

М.М. Синявер. 2-я премия. План

Сходную планировку предложил М.М. Синявер, но он уделил больше внимания богатству декоративного убранства.

М.М. Синявер. 2-я премия. Фасад.jpg

М.М. Синявер. 2-я премия. Фасад

В проекте М.М. Синявера фасад был зрительно разделён на три яруса, по два этажа в каждом, и каждый ярус был украшен колоннами или пилястрами, над карнизом продолженными скульптурой (фигуры в полный рост).

Н.Л. Марков и Ф.М. Плюцинский. 3-я премия. Планы этажей.jpg

Н.Л. Марков и Ф.М. Плюцинский. 3-я премия. Планы этажей

Занявшие третье место Н.Л. Марков и Ф.М. Плюцинский, выставившие проект под девизом «Инк», остановились на той же планировочной схеме (таким образом, планировка, использованная А.Л. Лишневским десять лет назад, прошла проверку временем и доказала свою рациональность), а фасады оформили с особой торжественностью.

Н.Л. Марков и Ф.М. Плюцинский. 3-я премия. Фасад.jpg

Н.Л. Марков и Ф.М. Плюцинский. 3-я премия. Фасад

В центральной части фасада мощная 8-колонная лоджия пышного коринфского ордера, охватывающая 3–5 этажи, покоится на аркатуре 1–2 ярусов (арки только обозначены, «нарисованы» на фасаде). Над лоджией крышу прорезает невысокий купол на приземистом барабане – этот элемент был популярен в период классицизма.

Ни один из проектов не был осуществлён, что позволило разбить на этом обширном участке сквер, по сторонам которого выросли многоэтажные советские дома. Эти «сталинки» своими колоннами, пилястрами и арочными проёмами напоминают о проекте Маркова и Плюцинского, выставленном на конкурс в далеком 1914 году.