Сутки в пути

Одним из партнёров «Открытого города» является ОАО «Российские железные дороги». Несомненно, что сейчас железнодорожный транспорт – самый эффективный способ перемещения грузов и пассажиров по суше. По словам заместителя начальника станции из фильма «Вокзал для двоих», роль которого сыграл сам режиссёр Эльдар Рязанов – «Железная дорога – это точность, это скорость, это чистота». Давайте посмотрим, как всё начиналось, как зародилось регулярное железнодорожное движение в России.

Н.Е. Сверчков. Николай I в санях. 1853 г.

Н.Е. Сверчков. Николай I в санях. 1853 г.

Поначалу император Николай I, в правление которого в России началось железнодорожное строительство, настороженно относился к новому виду транспорта, появившегося прежде в «мастерской мира» – в Великобритании, затем и в других странах Запада. Однако будучи по духу и образованию «технарём», инженером, вскоре царь понял, что от прогресса не отвернёшься, на него не зажмуришь глаза. Как-то в разговоре с промышленником Сергеем Ивановичем Мальцовым, сторонником железнодорожного строительства, государь заявил: «Я верю, что можем строить в России железные дороги; в Америке, где снегу много, выстроили; я посылаю осмотреть и начнём!».

 Царскосельская железная дорога. Раскрашенная литография

Царскосельская железная дорога. Раскрашенная литография

В 1837 году была открыта железная дорога из Петербурга в Царское Село, а вскоре стартовал масштабный проект по сооружению железнодорожной трассы из Петербурга в Москву. Николай Алексеевич Некрасов в стихотворении «Железная дорога» показал тяжкий труд землекопов-строителей. Всё так, работа не из лёгких, однако отметим, что на строительстве магистрали было задействовано и четыре заграничных паровых экскаватора, каждый из которых за день работы вынимал 45 кубических саженей грунта (437 кубических метров).

Паровой экскаватор

Паровой экскаватор

В 1851 году дорога была построена, сначала её испытали на солдатах гвардейских полков, затем по ней проехал государь с семейством. По дороге привыкший всё держать под контролем император придирчиво исследовал мосты, насыпи, рельсы. Позже сцене высочайшего осмотра Веребьинского моста был посвящён один из барельефов памятника Николаю I на Исаакиевской площади.

Барельеф «Осмотр императором Николаем I Веребьинского моста»

Барельеф «Осмотр императором Николаем I Веребьинского моста»

Осенью 1851 года настало время открывать постоянное движение между столицами. Этим событиям посвящены акварели архитектора и художника Августа-Вильгельма Петцольта, включённые в вышедший в 1851 году альбом «Виды Санкт-Петербургско – Московской железной дороги». 

А.-В. Петцольт. Площадь перед Николаевским вокзалом. 1851 г.

А.-В. Петцольт. Площадь перед Николаевским вокзалом. 1851 г.г.


Вот пассажиры прибывают на привокзальную площадь перед Николаевским (Московским) вокзалом. Вокзал представительный, он выстроен в духе Ренессанса, увенчан высокой часовой башней. С карет и пролёток выгружают багаж, и путешественники проходят на вокзальную территорию.

А.-В. Петцольт. Николаевский вокзал. Дебаркадер. 1851 г.

А.-В. Петцольт. Николаевский вокзал. Дебаркадер. 1851 г.


На других акварелях Николаевский вокзал показан с тыльной стороны. Вот поезд набирает пары под высоким дебаркадером.

А.-В. Петцольт. Николаевский вокзал. Отправление поезда. 1851 г.

А.-В. Петцольт. Николаевский вокзал. Отправление поезда. 1851 г.


Вот «железный конь» вылезает из-под крыши на железнодорожный простор. Видим, что была возможность подъехать к поезду поближе, въехав на лошадях на территорию вокзала. На акварели видим, что к прорезанной высокой застеклённой аркадой стене подъезжают наглухо зашторенные кареты и открытые ландо, из которых спешащие пассажиры быстро перебираются в вагоны. Провожающие и встречающие в цивильном платье мнутся в сторонке, военные горделиво гарцуют на своих скакунах, а ребятишки прилипли взглядом к блестящему металлическому чудовищу с высокой дымящейся трубой, которое, неспешно попыхивая, начинает свой неблизкий путь. Итак, один из первых поездов отправился из Петербурга в Москву…

Начало железнодорожного движения между столицами, разумеется, нашло отражение в прессе того времени. 2 ноября газета «Северная пчела» сообщала: «Сегодня в четверток, 1-го ноября, двинулся первый всенародный поезд по новой железной дороге в Москву. С утра большое число публики столпилось перед станциею, и наполнило обширные её сени. В одном отделении записывали виды проезжающих; в другом продавали билеты на проезд; в третьем принимали багаж пассажиров».

Журналист рассказал, как происходила погрузка багажа в вагон, как были оборудованы залы ожидания и вагоны разных классов. В первом классе – «покойные кресла, в которых можно и растянуться и уснуть», вагоны второго класса «уступают первым только изяществом отделки, а не удобствами», третьего – «снабжены скамьями со спинками». Довольно подробно газета нарисовала картину отбытия поезда:

В одиннадцать часов раздался первый звонок колокольчика, через пять минут другой, а в четверть двенадцатого подали знак свистком, и поезд, везомый паровозом под № 154-м, двинулся, при общих радостных восклицаниях, и при усердном пожелании как этому поезду, так и всем последующим, счастливого пути. Пассажиров было: в вагонах 1-го класса 17; второго 63; третьего 112. Поезд приедет в Москву завтра, в пятницу, в девять часов утра

Газета «Северная пчела»

В наши дни, приехав на Московский вокзал, вполне можно воскресить в памяти те далёкие события: ведь вокзальное здание сохранило свой первоначальный облик. В начале XX века было проведено несколько конкурсов на проект нового здания на этом месте, однако до строительства дело так и не дошло. Стены вокзала, с которого некогда отправлялся в путь сам император Николай I с семейством, помнят те времена…