Трамвай против мотора

«Послевоенный Ленинград» – экскурсия «Открытого города», часть которой проходит в трамвае. Трамвай начал курсировать по улицам Петербурга в начале XX века, тогда же городские улицы стали наполняться автомобильным транспортом – «моторами». Ужиться двум новым видам транспорта в одном городе оказалось непросто, что подтверждают многочисленные случаи столкновения трамваев с авто.

Дорожно-транспортное происшествие на Петербургской стороне. 1912 г..jpg

Дорожно-транспортное происшествие на Петербургской стороне. 1912 г.

К примеру, в 1912 году на углу Большого проспекта Петербургской стороны и Гулярной улицы (ныне ул. Лизы Чайкиной) разогнавшийся трамвай «буквально раздавил» таксомотор, прижав его к фонарному столбу. Виновным был признан вагоновожатый, который, видя, что автомобиль не успевает покинуть рельсы, «поленился» остановить вагон, ограничившись замедлением хода.

Отчаянные крики и сигналы таксомотора не подействовали, и трамвайный вагон врезался в мотор, изломав его кузов и значительно повредив свою переднюю площадку

репортёр газеты «Петербургский листок»

Примечательный случай произошёл годом раньше на Каменноостровском проспекте. 23 апреля 1911 года автомобиль заглох аккурат на трамвайных путях, неподалёку от Троицкого моста. В моторе находились братья Карл и Адольф – сыновья Карла Людвига Крюммеля, основателя нескольких автотранспортных фирм.

 Крюммель.jpg

Прусский подданный К.Л. Крюммель обосновался в Петербурге, строил в российской столице многоэтажные автомобильные гаражи. В 1909 году был возведён гараж в Ковенском переулке, 5.

Гараж в Ковенском переулке.jpg

Гараж в Ковенском переулке

Основу этого многоэтажного здания, рассчитанного на размещение полусотни автомобилей, составлял железобетонный каркас с заполнением стен пустотелыми шлакобетонными блоками.

Второй гараж К.Л. Крюммеля был выстроен в 1913 году на Дивенской улице.

 Гараж К.Л. Крюммеля на Дивенской улице. Фасад.jpg

Гараж К.Л. Крюммеля на Дивенской улице. Фасад

Гараж К.Л. Крюммеля на Дивенской улице. Разрез.jpg

Гараж К.Л. Крюммеля на Дивенской улице. Разрез

Гараж К.Л. Крюммеля на Дивенской улице. План.jpg

Гараж К.Л. Крюммеля на Дивенской улице. План

Цилиндрическое железобетонное здание гаража, рассчитанного на размещение 120 автомобилей, было снабжено лифтом для транспортировки моторов.

В тот злополучный апрельский день 1911 года Адольф Крюммель остался за рулём, а Карл вышел, чтобы завести заглохшую машину. Тем временем на рельсах появился трамвай, и вагоновожатый по каким-то своим соображениям не стал тормозить, в результате чего наехал на Карла Крюммеля, «причинив ему костное повреждение» – перелом берцовой кости левой ноги.

В ходе разбирательства Адольф Крюммель засвидетельствовал, что его брат Карл «кричал и махал рукой вагоновожатому, но последний не обращал никакого внимания, нагнался на автомобиль и прижал вагоном к автомобилю брата, причинив ему перелом ноги». Вагоновожатый же божился, что не видел человека на путях. Но автомобиль-то не заметить было трудно!

Привлекли дополнительных свидетелей, и вина вагоновожатого стала очевидна. В итоге городские власти Петербурга (трамвай был подведомственен городу), не доводя дело до суда, выплатили Карлу Крюммелю в качестве компенсации 4 тысячи рублей, а с вагоновожатым разобрались своими методами.

После этого и ряда других подобных случаев безопасность трамвайного движения, как это ни печально, существенно не улучшилась. В 1912 году «Петербургский листок» живописал безрадостную картину: «Переполненные до невозможности вагоны то ползут черепашьим ходом, то мчатся сломя голову, давя пешеходов и опрокидывая все встречные экипажи».

Знаменская площадь.jpg