Царскосельский барский дом
«Открытый город» предлагает всё больше экскурсий по городу Пушкину (Царскому Селу): «Деревянная быль Царского Села», «Царскосельская Лениниана», «Пенсионерская конюшня и комплекс фермы»… Действительно, здесь много чего можно увидеть и восхититься: тенистые парки, величественные дворцы, уютные дачи…
Есть в Пушкине интересный образец модерна – дом М.А. Савицкой (Московская ул., 15), о котором многие знают. Однако менее известно, что это здание могло получить совершенно другой облик.
Дом М.А. Савицкой. Современное состояние
В 1904 году инженер путей сообщения В.Я. Савицкий обратился в Общество гражданских инженеров с заявкой на организацию конкурса. Требовалось спроектировать «доходный каменный двухэтажный дом», который планировалось построить на принадлежавшем жене заказчика, М.А. Савицкой, участке в Царском Селе.
Условиями конкурса предписывалось расположить под одной крышей четыре «комфортабельные хорошо отделанные зимние квартиры», по две в каждом этаже, причём в каждой квартире должен быть устроен и открытый балкон, и крытая стеклянная веранда. В подвальном этаже требовалось спланировать прачечную, дворницкую, служебные помещения, а оставшуюся площадь подвала предполагалось нарезать под «небольшие квартиры».
Особой заботой заказчик окружил находившийся на участке старинный дуб-солитер. Это отдельно растущее дерево требовалось непременно сохранить, поэтому его местоположение было особо указано на плане участка, и условиями требовалось не придвигать к дереву стену проектируемого здания ближе, чем на 8,5 метров. Кроме того, не допускалось выводить выходы чёрных лестниц в сад.
В скрупулёзно составленных условиях прямо-таки ощущаешь уют и негу, которыми будут окружены квартиросъемщики. Помимо тенистого сада с вековым дубом, к их услугам будут изразцовые печи и камины, а «наружный вид здания должен соответствовать характеру свободно размёщенного барского дома». По желанию владельца прямо предписан стиль постройки – модерн. Для создания живописного силуэта допускалось проектировать «выступы, впадины, башни, балконы». Даже материалы отделки фасадов были прописаны и обоснованы: «В виду наличности у владельца запаса гранитных камней, желательна отделка цоколя и выступающих частей фасада гранитом, а заполнений – облицовочным кирпичом и майоликой».
Несмотря на столь жесткие условия, выделенные заказчиком премии не были заоблачными – 300, 200 и 150 руб. за 1, 2, 3 места соответственно; однако на конкурс поступило немало работ – 24.
А.Н. и Н.В. Васильевы. 1-я премия. План
Первую премию заслужили гражданские инженеры А.Н. и Н.В. Васильевы. Жюри отметило удобную компоновку плана и неправильную форму большинства помещений (со скошенными, скругленными и выступающими углами), однако эта особенность была признана удачной находкой: «Неправильной формой автор стремился достигнуть уютности помещений и некоторой живописности в их расположении». Несмотря на то, что неординарность плана усложнит перекрытие некоторых помещений, в целом этот проект был признан «одним из лучших как по замыслу, так и по исполнению».
ПА.Н. и Н.В. Васильевы. 1-я премия. Лицевой фасад
Жюри восторженно отозвалось и о фасаде в проекте Васильевых, задуманном в духе северного модерна: «оригинален и хорош». Н.В. Васильев, который в 1904 году закончит обучение в Академии художеств и в дополнение к званию «гражданский инженер» получит звание «художник-архитектор», в дальнейшей своей практике будет виртуозно разрабатывать «северную» вариацию модерна.
А.Н. и Н.В. Васильевы. 1-я премия. Дворовый фасад и разрез лицевого корпуса
Интересно, что за «холодным» уличным фасадом дома М.А. Савицкой соавторы предусмотрели античную «солнечную» садовую классицистическую беседку-ротонду, связанную белоснежной колоннадой с лицевым корпусом.
И.В. Падлевский. 2-я премия. План
Получивший вторую премию И.В. Падлевский предложил рациональный компактный план и вывел все спальни окнами в сад: что может быть приятнее засыпать и пробуждаться под шелест листьев и пение птиц?
И.В. Падлевский. 2-я премия. Фасад
«Фасады живописны, выразительны и вполне соответствуют характеру загородного особняка», – оценило жюри экстерьер дома. Архитектор живописно скомпоновал террасы, балконы, эркеры, перекрыл здание высокой черепичной кровлей, создающей эмоционально заряженный «дачный» силуэт.
Э.Э. Фрик. 3-я премия. Фасад
Третья премия досталась гражданскому инженеру Э.Э. Фрику, который скомпоновал проект «очень умело». Фасад в духе европейского варианта модерна «разбавлен» зубчатой «средневековой» башней, придающей дому образ рыцарского замка. Уличный и садовый фасады дома-особняка, по отзыву жюри, «обещают дать в натуре красивое и выразительное здание».
Фасадная асимметрия чётко отражена в плане. Дом составлен из корпусов разного размера, как бы пристроенных друг к другу.
Э.Э. Фрик. 3-я премия. План
«Барский дом» был построен по проекту Васильевых – нечастый случай, когда получивший в конкурсе первую премию проект был осуществлен в натуре практически без изменений. К сожалению, до наших дней дом М.А. Савицкой дошёл с существенными искажениями планировки, отделки интерьеров и внешнего вида вследствие надстройки 1950-х годов. Однако в определённом смысле этому зданию, можно сказать, повезло: ведь другие, тоже очень интересные проекты, и вовсе остались на бумаге.