В шаге от Зимнего
Среди объектов «Открытого города» есть здания различных финансово-кредитных организаций – дом Второго общества взаимного кредита, здания Министерства финансов. В какой-то мере, в этот список можно включить Дом городских учреждений, в стенах которого находился городской ломбард – специфическая коммерческая организация, выдававшая кредиты под залог вещей. Петербургские финансовые организации получали доходы не только от основной деятельности, но, владея городскими участками, стремились извлекать выгоду и от аренды помещений. Об одном таком масштабном проекте и пойдёт речь в статье.
В сентябре 1914 года шёл уже второй месяц Первой мировой войны, а у Общества взаимного кредита печатного дела были вполне мирные планы – застроить принадлежавший Обществу участок в самом сердце столицы Российской империи, в двух шагах от триумфальной арки Главного штаба.
Участок тянулся сквозь весь квартал и выходил на набережную Мойки (Большая Морская ул., 4; наб. реки Мойки, 49). Корпорация-домовладелец объявила конкурс на лучший проект застройки, как указывалось в условиях, участка «неправильной формы». При этом существовавшие здесь дома XIX века предполагалось безжалостно сломать, чтобы освободить место под «многоэтажное на нежилом подвале здание».
В корпусе, выходящем на улицу, планировали разместить кредитно-банковские помещения (операционный зал, сейфы, кабинеты), а также магазины. Этот фасад решили не штукатурить, а облицевать натуральным камнем. Корпус со стороны набережной задумывался как традиционный доходный дом – с магазинами, квартирами, чёрной и парадной лестницами. С реки должен был быть устроен и единственный въезд на участок.
Чтобы рационально использовать «золотую» столичную землю, планировалось устроить подземный этаж «под всем зданием и двором», и разместить там вспомогательные помещения. Такое инженерное решение было к тому времени многократно опробовано в российской столице.
Д.М. Иофан, Г.И. Шапиро. 1-я премия
Число поступивших на конкурс проектов было рекордным – 80. Победу в этом непростом соревновании одержали художники-архитекторы Д.М. Иофан и Г.И. Шапиро – первая премия и 1300 руб. на двоих (за вычетом обычного процента в пользу организовавшего конкурс Петроградского общества архитекторов). Соавторы великолепно справились со сложным заданием: по мнению жюри, их проект «по общей идее архитектурной композиции должен быть отнесен к лучшим». Они устроили вход в прямоугольный просторный светлый операционный банковский зал через «красивый круг» – купольный вестибюль-ротонду, циркульная колоннада которого сразу притягивает взгляд на проектном разрезе. Здесь вспоминается планировка Таврического и Мариинского дворцов, где парадные анфилады расположены поперек главного фасада и включают круглые колонные залы. На довольно узком, 16-метровом по линии фасада участке Общества воспроизведение этой идеи, безусловно, было выигрышным и придавало интерьерам кредитного учреждения необходимую солидность и парадность.
И.А. Фомин. 2-я премия
Получивший вторую премию И.А. Фомин не в полной мере справился с планировкой: «почти во всех помещениях первого этажа замечается недостаток света», а некоторые проходы и лестницы слишком узки. В этом проекте также задуман круглый вестибюль, но меньшего масштаба («слишком мал по размерам») и недопустимо далеко отстоящий от входа.
М.Х. Дубинский. 3-я премия
Третье место досталось М.Х. Дубинскому, добившемуся удачного расположения лестниц и взаимосвязи хорошо освещённых помещений, но не сумевшему достичь «красоты и парадности» входа в здание.
Это интерьеры, а что же внешний облик здания? Удивительно, но почти все авторы, проектируя фасад, «не считались с рядом расположенной аркой Главного штаба». В большинстве проектов использован ренессансный колоссальный ордер – колонны тянутся на высоту нескольких этажей. Удачнее всех фасадную композицию в этом духе создал И.А. Фомин, спроектировавший, по мнению судей, «очень хороший фасад». Четыре гладкоствольные колонны обрамлены пилястрами, на фоне которых установлены скульптуры, олицетворяющие книгоиздание. М.Х. Дубинский применил сходный мотив, но «несколько измельчил» фасад.
Пожалуй, самый грандиозный экстерьер предложили соавторы, завоевавшие первое место. Они применили муфтированные колонны, ствол которых как бы прорастает сквозь вертикальный ряд прямоугольных блоков (муфт). Над колоннами установлены статуи в античных одеждах высотой в полтора человеческих роста. Нет слов, от фасада веет солидностью, основательностью – но вот насколько он допустим в непосредственной близости к классицистической арке Росси?
Тогда, во время Первой мировой войны, все эти проекты остались в чертежах, и лишь в начале XXI века этот сквозной участок был подвергнут полной реконструкции. Дом со стороны улицы фактически отстроен заново с сохранением прежнего «лица» (правда, с неизбежной в наши дни стеклянной мансардой), а на набережной Мойки на месте старого здания выстроен совершенно новый дом, как отмечается на рекламном сайте, «в традициях русского модерна».