Венценосец под крышей

На предлагаемой «Открытым городом» трамвайной экскурсии «Лиговка и её обитатели» среди прочих сюжетов, вероятно, пойдёт разговор и о памятнике императору Александру III, некогда возвышавшемся у истоков Лиговской улицы (сейчас проспекта) на Знаменской площади (сейчас площадь Восстания). История снятия «мешавшего трамвайному движению» памятника достаточно известна, а мы обратимся к предыстории монумента, к тому времени, когда бронзовый государь ещё не вышел на волю из мастерской скульптора.

«Статуя находится в мастерской скульптора, на Невском проспекте, вблизи Александро-Невской лавры… Это огромный сарай, с высоким стеклянным потолком, при входе в который сразу бросается в глаза бронзовый колосс… Рабочие, копошащиеся возле этого гиганта, кажутся какими-то букашками». Таким увидели скрытый пока от глаз горожан конный памятник императору Александру III работы Паоло Трубецкого журналисты «Петербургской газеты» в марте 1907 года.

Скульптурная мастерская, о которой идет речь, была построена на дворе, принадлежавшем скульптору Карлу Гвиди. Современный адрес участка – Невский пр., 141. В ЦГИА СПб сохранились чертежи, составленные Александром Полещуком, который поэтапно, в 1900–1902 годах, возводил многочисленные постройки, приспособленные специально для изготовления модели памятника и проведения литейных работ. В этот комплекс примыкавших друг к другу строений входили: застеклённая модельная, конюшня, котельная, кузница. Всем этим сооружениям предписывалось временное существование – «пока в означенных постройках производятся работы по отливке памятника». Этот-то «дедлайн» и застали газетчики мартовским днем 1907 года.

Журналистов встретил итальянский мастер-литейщик Эмилио Сперати, производивший отливку статуи. Он предложил им выигрышное место обзора – с лицевой стороны монумента. «Первое впечатление подавляющее… Трудно обнять взглядом этого могучего, колоссального коня и этого богатыря-всадника. В целом статуя, бесспорно, производит желательный эффект. Она величественна, как и надо быть царскому памятнику. Очень похоже сделана голова императора», – выразили своё вроде бы восторженное мнение гости. Однако тут же возобладали критические отзывы: «Но этим оканчиваются плюсы. Фигура всадника, относительно головы, кажется чересчур большой… Впечатление такое, что голова сидит не на своём туловище. Слишком грубо сделаны ноги. Нет изгиба, не чувствуется костей… Это обычный недостаток князя Трубецкого, вообще не признающего отделки. Но хуже всего вышла лошадь. Это не лошадь, а какой-то слон. Вместо ног два огромных прямых бревна, а вся фигура какая-то квадратная. Говорят, скульптор имел в виду сделать сказочно богатырского коня, но вместо сказки, у него вышла карикатура. Сзади ещё того хуже. Начать с того, что у лошади нет хвоста. На месте хвоста торчит какой-то маленький обрубок. Прибавьте к этому широчайшую спину и накаченные бока – и вы найдёте гораздо больше сходства с коровой, чем с лошадью».

Журналисты не преминули задать литейщику язвительный вопрос: «С натуры вылеплена эта оригинальная лошадь?». Сперати замялся: «Должно быть… Если не ошибаюсь, Трубецкой лепил её с ирландской лошади, принадлежащей одному высокопоставленному лицу», но тут же славировал – вопрос этот лучше задать скульптору, который, увы, в данный момент находится в Париже…

Газетчики отметили высокое качество работы. «Насколько статуя плоха в скульптурном отношении, настолько она прекрасно отлита. Работа тонкая, художественная, оттеняющая каждую деталь, поскольку это допускает скульптура. Так искусно отливать могут только итальянцы», – сделали гости реверанс в адрес принимавшего их Сперати.

У подножия статуи возвышались большие груды гипса. Статуя в этом материале состояла из трёх частей, и литейному мастеру перед отливкой пришлось соединить их воедино. «Сделано это очень искусно, нет следов, что статуя была составная. Отливка продолжалась полтора года, но могла бы кончиться раньше, если бы не князь Трубецкой, который постоянно уезжал за границу и останавливал работу». «Статуя сделана из тёмной бронзы и по цвету похожа на конные фигуры у Аничкова моста» – провели сравнение журналисты.

На вопрос, когда же памятник будет совсем готов и поставлен на площадь, Сперати ответил, что теперь дело только за пьедесталом, но ожидать его статуя будет не здесь: «Её завтра же свезут на площадь Николаевского вокзала, где она и будет стоять прикрытая деревянным футляром». Как известно, широкой публике пришлось ждать открытия памятника императору Александру III ещё более двух лет, до мая 1909 года…