Владимиро-Суздальская Русь на берегах Невы

«Открытый город» предлагает нам познакомиться со старейшим предприятием Петербурга – Адмиралтейскими верфями. Здесь создавались корабли, которые призваны были добывать в бою победу, создавать морскую славу России. Однако именно у верфей в 1911 году засиял своими белоснежными резными стенами храм, посвящённый трагической странице русской морской истории – Спас-на-Водах.

«Что – как… вспомнить горько! Нет счастья! Одни неудачи!.. Ну, да! – кто ж спорит? Хорошо стреляют… Но разве это прицел? Разве это умение? Счастье! Удача! Чёртова удача! Три снаряда один за другим почти в одно место! Понимаете? Всё в то же место! Всё в ватерлинию под носовой башней!.. Не пробоина, а ворота! Тройка проедёт!.. Чуть накренились – стала подводной… Такой водопад… разумеется, переборки не выдержали!.. Никакой чёрт бы не выдержал!“ – истерично выкрикнул он и вдруг, закрыв лицо руками, беспомощно опустился на палубу…». Так морской офицер В.И. Семёнов, участник Цусимского сражения, произошедшего в мае 1905 года, описывает в своих мемуарах состояние одного из русских моряков, которым пришлось пережить гибель Второй Тихоокеанской эскадры, разгромленной японцами в ходе этой кровопролитной морской битвы русско-японской войны 1904–1905 годов.

В память о погибших моряках на Английской набережной у Адмиралтейских верфей и был построен храм-мемориал. Строился он в 1910–1911 годах по проекту архитектора М.М. Перетятковича. Историки архитектуры признают эту церковь уникальным образцом последовательного ретроспективизма в культовом зодчестве России эпохи модерна. Храм почти в точности, вплоть до деталей и использованного при строительстве материала, повторял композицию культовых памятников зодчества Владимиро-Суздальской Руси – XII века – храма Покрова на Нерли и Дмитриевского собора. Возведение этого храма являлось первой попыткой научной реставрации древнейших русских соборов. Новый храм, по замыслу строителей, должен был воскресить замечательные традиции древнерусского зодчества.

Резной белокаменный декор Спаса-на-Водах исполнил Б.М. Микешин, создателями внутреннего убранства храма, в том числе мозаик в интерьере, стали В.М. Васнецов и Н.А. Бруни. Расписать интерьер не успели, но одну из стен украшала большая картина «Спаситель благословляет погибающих на крейсере „Светлана“» работы А.Н. Новоскольцева.

Уникальный храм-памятник стал «символом братской могилы для погибших без погребения героев-моряков» в русско-японской войне 1904–1905 годов. Одна из петербургских газет писала вскоре после освящения церкви: «Там, где Нева, миновав все навесы мостов, вольно несёт свои волны в море, на берегу, оглушаемом шумом Нового Адмиралтейства, высится белый храм… Этот храм Христа Спасителя, сооружённый для вечного поминовения моряков, убиенных в русско-японскую войну». Церковь контрастно выделялась на фоне судостроительного эллинга. Внутри храма были укреплены бронзовые доски с именами всех погибших моряков: над каждой было начертано название корабля и сражение с его участием.

8 марта 1932 года, несмотря на тысячи собранных подписей, храм окончательно закрыт и вскоре взорван. Городская легенда гласит, что доски с именами погибших моряков были брошены на дно или использованы при рубке мяса в магазинах… В том же 1932 году, на одном из многочисленных совещаний городского руководства обсуждалось отношение к церквям, при сносе которых получают «различный материал»: «Тут дело не только в том, чтобы получить кирпичи – дело носит также и политический характер. Горком сказал: можно разбирать церкви, но вы разбирайте по одной в районе… На этом деле оскандалились», ведь нужно было «показать сразу же, что если церковь снесли, то пустого места не будет, а мы разобьем сквер или ещё что-нибудь. С этим делом не справились». Храмовое «пустое место» было заполнено часовней лишь в первые годы XXI века. Миниатюрная часовенка с шатровым завершением, укоризненно напоминающая о снесённом храме-памятнике, построена по проекту архитектора Д.А. Бутырина. В 1990 году был создан Комитет по восстановлению храма «Спас-на-Водах», однако на части церковного фундамента теперь стоит производственный корпус верфей, поэтому и было выбрано компромиссное решение – поставить здесь часовню. Существуют идеи и проекты возрождения храма, однако продолжаются споры о возможности и необходимости его воссоздания…