Вокзал на окраине
Проект «Открытый город» не обошёл своим вниманием такие важные для мегаполиса объекты, как вокзалы – к примеру, вокзал станции «Новый Петергоф». Интересно, что не все задуманные для Петербурга и пригородов вокзалы были осуществлены в натуре, некоторые так и остались в чертежах. Один из так и не появившихся вокзалов – вокзал «Петроград-Охта», о конкурсе на проект которого и пойдёт речь.
В начале XX века железнодорожная сеть Великого княжества Финляндского соединялась с сетью дорог Российской империи одной лишь веткой Санкт-Петербург–Выборг. Чтобы надёжнее связать северную провинцию с Россией, было решено протянуть железнодорожную ветку из российской столицы в Рассули (ныне Орехово) и далее – в Финляндию. Новая ветка должна была завершаться в Петербурге головной тупиковой станцией с собственным вокзалом, который планировали выстроить на правом берегу Охты, напротив моста Императора Петра Великого (Большеохтинского). Если привязать задуманный вокзал к современной карте города, то он располагался бы в квартале, ограниченном проспектами Шаумяна и Энергетиков, Магнитогорской и Якорной улицами, и был бы обращён главным фасадом к реке Охте.
План Петрограда с указанием места строительства предполагаемого вокзала
До проектирования вокзала у Министерства путей сообщения руки дошли только в разгар Первой мировой войны. Путейцы обратились в Петроградское общество архитекторов, которое в конце 1915 года организовало конкурс проектов. В условиях подчеркивалось: «В виду того, что район, по которому проходит строящаяся дорога, в настоящее время мало населён, и, как надо ожидать, будет оживляться постепенно, Министерством путей сообщения решено осуществить постройку пассажирского здания на головной станции Петроград-Охта в два приёма». Иными словами, следовало заложить в проект возможность расширения вокзального здания, когда в этом появится надобность.
Генеральный план территории предполагаемого вокзала
Схема перрона предполагаемого вокзала
Итоги были подведены в 1916 году. Первую премию в размере 3 тыс. руб. получил проект Ричарда Китнера, представителя известной архитектурной семьи (его отец Иероним Китнер – поборник «кирпичного стиля», председатель Петроградского общества архитекторов). Эта работа, выставленная под девизом «Циклоп», понравилась членам судейского жюри удачным расположением помещений и возможностью легко расширить вокзальное здание. Зато экстерьер здания подкачал: «Фасады значительно слабее планов. Они мало разработаны, особенно в средней части, и носят характер чуждый Петрограду».
Проект А.П. Апласкина и А.А. Юнгера
2 тыс. руб. за проект под девизом «А³» получили соавторы, заслужившие в этом конкурсе вторую премию – Андрей Аплаксин и Александр Юнгер. Их проект построен по канонам неоклассики: над центральной частью здания возвышается многоярусная башня, которую судьи признали «эффектной». Расположение большинства помещений также удалось, очень удачным было признано освещение интерьеров через «большие красивые окна». Однако соавторы, по мнению судейского жюри («комиссии судей»), предложили «не вполне удобный» способ перестройки малого вокзала в большой.
Проект Н.В. Васильева
Третья премия в размере 1100 руб. досталась мастеру северного модерна Николаю Васильеву. По мнению судей, зодчий неудачно спроектировал некоторые помещения: «до крайности стеснил» место для приёма багажа, трактовал заложенные в условиях конкурса «парадные комнаты», предназначенные, очевидно, для статусных пассажиров, в виде «прохода», допустил ещё ряд планировочных просчётов. Внешний облик вокзала оттолкнул судей: «Фасады представляют собой нагромождение, хотя и гармоничных, но очень сыро обработанных масс». Историк архитектуры В.Г. Лисовский согласен с отзывом вековой давности. Он признаёт, что вокзал Васильева страдает «отсутствием общей цельности» и «выглядит в проекте как бы собранным из отдельных «кубиков», что, однако, обеспечивает известную живописность внешнего облика здания».
Четвертую премию в 700 руб. за проект под девизом «Червонный туз» получил Сергей Овсянников, который допустил немало планировочных ошибок. Он спроектировал рестораны так, что через них пассажиры неминуемо устремлялись бы из залов ожидания на перрон – это не слишком комфортно для посетителей этих «точек общепита». Фасады «недурны, но мало характерны для вокзала».
Проект С. Шуцмана. Фасад
Проект С. Шуцмана. План
Последний из премированных проектов под девизом «Гармония» (5-я премия, 500 руб.) принадлежал московскому архитектору Сергею Шуцману. Он спроектировал слишком маленький кассовый зал – там нет места «для хвоста, образуемого публикой». А путь к уборным был проложен… через ресторан. Фасады же «неспокойны» и «не представляют интереса». Собственно, на фасаде ярким пятном выделяется мощный портик из спаренных колонн с овальными окнами между ними – ни дать ни взять дворец эпохи барокко.
Остался без премии, но был рекомендован к приобретению проект неизвестного автора. Рекомендуя проект «к приобретению», члены жюри советовали заказчику конкурса приобрести у автора проект, в котором находили те или иные достоинства.
Проект неизвестного автора. Фасад
Проект неизвестного автора. План
В рекомендованном проекте судьям не понравилось «загромождение» вестибюля колоннами, нашлись и другие планировочные огрехи. Однако простой и эффективный способ расширения вокзала путём пристройки дополнительного корпуса судьям приглянулся. В облике фасада оттолкнула «слишком толстая» башня и показавшиеся излишними колонны у главного входа.
До строительства задуманного вокзала дело так и не дошло, однако проложенная ветка долгое время эксплуатировалась по назначению. Летом 2019 года заброшенные железнодорожные пути, подводившие к месту, предназначенному для вокзала Петроград-Охта, были разобраны…