Юбилейный храм
«Ренессанс древнерусской архитектуры» – самокатная экскурсия «Открытого города», на которой мы знакомимся с постройками и проектами неорусского стиля. Многие «неорусские» здания перестроены до неузнаваемости, некоторые так и не были построены, иные могли получить другой облик. Посмотрим, каким мог бы стать Фёдоровский собор, построенный в память 300-летия Дома Романовых в Товарном переулке, недалеко от Московского (Николаевского) вокзала.
Ранней весной 1910 года по поручению Комитета по постройке в Петербурге храма в память 300-летия царствования Дома Романовых Петербургское общество архитекторов объявило конкурс проектов этого знакового культового здания. К условиям конкурса была приложена схема участка.
Схема участка для строительства храма
На конкурс поступило 5 проектов, и призовые места распределились следующим образом. Первое место получил проект архитектора Николая Васильева, поборника северного модерна.
Проект Н.В. Васильева. Первая премия
Судьи-архитекторы, распределявшие призовые места, отметили удачную планировку культового здания и вдохновились фасадами, «не лишёнными художественного достоинства». Однако, поскольку Н.В. Васильев ориентировался в своём проекте на неорусский стиль и для повышения художественного эффекта использовал значительное число маленьких подслеповатых окон, освещение храмовых помещений оказалось недостаточным. Это было трудноразрешимой проблемой всех проектов и построек неорусского стиля. Маленькие оконца, в беспорядке прорезавшие выбеленные стены, были необходимы для эффектности облика «неорусских» зданий, но как через эти амбразуры насытить помещения светом, было непонятно.
Проблему хорошего освещения интерьеров не сумел решить и занявший второе место студент Института гражданских инженеров Артемий Джорогов, в будущем русский и советский зодчий, проектировавший крематорий в Петрограде, фабрики-кухни в Ленинграде.
Проект А.Г. Джорогова. Вторая премия
Члены судейской коллегии отметили конструктивные и эстетические огрехи проекта: «Фасады немасштабны и неизящны; едва ли можно поставить проектируемый шатёр на пересекающихся арках; для согласования фасада с планами нужна значительная переработка храма».
Третье место завоевал проект гражданского инженера Степана Кричинского, который вскоре и построил храм.
Проект С.С. Кричинского. Третья премия
С.С. Кричинский представил неполный комплект чертежей, к тому же допустил некоторые отступления от условий конкурса. Неприемлемой для северного города была признана величественная открытая лестница: «Вход в храм неудовлетворителен по размерам и едва ли целесообразен в нашем климате, особенно в зимнее время». Закономерным было замечание о слабом освещении храмовых помещений, вообще характерном для построек неорусского стиля: «Разбивка окон на плане не соответствует таковой на фасадах, которые немасштабны, но интересны в художественном отношении; освещение храма недостаточно».
Фёдоровский собор, облицованный специально привезённым для этой цели белоснежным старицким камнем, строился С.С. Кричинским в 1911–1914 годах по собственному переработанному проекту. В ходе строительства произошёл загадочный случай, едва не ставший трагическим. Вот как об этом сообщает «Петербургский листок», вышедший 9 сентября 1912 года.
Тогда строящийся храм был скрыт под густой сетью лесов, деревянных подпорок и «различных перемычек из брёвен». Площадь постройки была ограждена высоким прочным забором с воротами под охраной сторожей, однако попытку поджога выявили не они. Около двух часов ночи вдоль забора проходил железнодорожный сторож, который заметил, что в деревянной ограде храма «мерцает слабый огонёк». Любопытный сторож подошёл ближе и ужаснулся: в заборе была брешь, в которой был установлен «значительных размеров деревянный ящик» с горящей свечой – бомба, «адская машина»!«Около двух часов ночи на вчера, 8-е сентября, обнаружено злодейское покушение на взрыв и поджог храма, сооружаемого в память 300-летия царствования Дома Романовых. Храм этот во имя Пресвятой Богородицы Фёдоровской находится на углу Полтавской и Миргородской улиц, против товарной станции Николаевской жел. дор.»
Железнодорожный служитель поднял тревогу, к свече сбежались храмовые сторожа и постовой городовой, который тут же взял быка за рога: «Боясь тронуть свечку, чтобы не произвести взрыв, он срезал её острием шашки и отбросил в сторону». Тем временем сторожа развернули шланг, залили ящик водой, и лишь тогда решились снять его с забора. В ящике действительно оказались взрывчатые вещества.
Дальнейшее расследование показало, что, не желая того, строители сами подсказали злоумышленникам место установки «адского ящика». Дело в том, что за несколько дней до происшествия они для каких-то своих надобностей выпилили отверстие в заборе, а основательно закрыть его позабыли. Злодеям оставалось расчистить едва прикрытый лаз и установить заряд.
Злоумышленников так и не нашли. Храм был благополучно достроен, и получил восторженные отзывы. Так, газета «Донские областные ведомости» писала:
«Храм этот – памятник Древней Руси. Всё здесь родное, русское; всё навевает воспоминание о русской истории, о царях, о патриархе, о Московском Кремле. Здесь как-то уютно русскому человеку и русскому сердцу»
Обезглавленный Фёдоровский собор
В советское время храм был переделан под промышленное предприятие, лишь в начале XXI века возвращён верующим, отреставрирован и ныне используется по назначению.