Зачем жница взобралась на башню?
В таких экскурсиях «Открытого города» как «Особняк А.Ф. Кельха», «Императорские конюшни», «Химеры архитектора Лишневского: Дом городских учреждений» красной нитью проходит готическая тема. Здания, построенные с использованием готических мотивов и деталей, всегда вызывают восторг, погружают нас в сказку. Один из таких ярких петербургских домов – доходный дом сельскохозяйственного товарищества прибалтийских дворянских имений «Помещик», построенный в 1911–1912 годах по проекту архитектора Якова Блувштейна (Измайловский пр., 16; 7-я Красноармейская ул., 30).
Дом товарищества «Помещик»
Этот дом-исполин расположен на пересечении прямых как стрела магистралей петербургских Рот – такое название бытовало для района Измайловского проспекта и прилегающих улиц с начала правления императора Николая I. Рукой подать до Обводного канала с выходящими на него Балтийским и Варшавским вокзалами, недолго дойти до Троицкого Измайловского собора. Изначально угловая башня была завершена фонариком со шпилем. К сожалению, этот венчающий элемент до наших дней не сохранился.
Облик этого петербургского дома вызывает в памяти здание Орсагхаза – парламента Венгрии, строительство которого было завершено в Будапеште в 1904 году. Тот же гигантский купол в окружении ажурной готической аркады, то же богатство устремлённого вверх динамичного силуэта.
Венгерский парламент
Готические мотивы, берущие исток от средневековых соборов, воспроизведены на доме товарищества «Помещик» с предельной достоверностью. Здесь и навес-сень, под которым уютно располагается соответствующая миссии товарищества скульптура – «Жница, утирающая пот»; и стрельчатые окна; и инфернальные маски, как бы отгоняющие от здания злые силы. Средневековое настроение не покидает и в интерьерах. Отделка дверных панелей и оконных рам, рисунок лестничных ограждений и витражей – всё пронизано готикой.
Дом товарищества «Помещик». Проект угловой башни
Дом товарищества «Помещик». Скульптура «Жница, утирающая пот»
Почему для оформления петербургского доходного дома были избраны ярко выраженные, сходу бросающиеся в глаза готические мотивы?
Дом товарищества «Помещик». Фасадная скульптура
В литературе отмечается прямое влияние «готического» Дома городских учреждений на углу Вознесенского проспекта и Садовой улицы, построенного по проекту А.Л. Лишневского в 1904–1906 годах и находящегося на одной линии с домом «Помещика».
Дом городских учреждений в панораме города
«Строитель этого здания [дома товарищества «Помещик»] откровенно подражал Лишневскому. Сходство явно прослеживается в трёхъярусном строении фасадов с чередованием тёмной штукатурки и светлого кирпича, в широком шаге эркеров и треугольных щипцов и, конечно, в композиции гранёной угловой башни, увенчанной высоким куполом» (Б.М. Кириков).
С другой стороны, прибалтийскому дворянству, объединившемуся в сельскохозяйственное товарищество, наверняка импонировали рыцарские истоки их родов. Не случайно на фасаде дома мы видим элемент герба Эстляндской губернии – три расположенных один над другим леопарда. Этот мотив берёт истоки в XIII веке, когда датский король Вальдемар II пожаловал Таллину такой герб. Сейчас эти древние леопарды – на гербе Эстонии.
Дом товарищества «Помещик». Фото начала XX в.
Готическая ностальгия, свойственная дому товарищества «Помещик», сочеталась с ультрасовременными техническими возможностями тогдашнего строительства: полые кирпичи из бетона («бетонитовые камни») для части стен, разнообразные отделочные материалы, водяное отопление. Не обошлось в доме без новомодного и приносящего немалые доходы развлечения – кинематографа. Сейчас, войдя во двор, мы увидим шестиэтажный флигель, окна нижнего этажа которого кажутся слишком высокими для жилых помещений. А раньше за этими окнами находилось фойе «большого кинематографа с эстрадой для дивертисмента», устроенного здесь в 1915 году и получившего название «Астория».
Проект кинематографа. План
Проект кинематографа. Главный вход
Сейчас и не поверишь, что унылая одноэтажная пристройка ранее играла роль парадного входа в кинематограф – великолепная ротонда, окруженная массивными дорическими колоннами, канула в Лету. Можно выдвинуть и другое предположение: в условиях военного времени задуманная античная отделка парадного входа попросту не была осуществлена...