Загадка британской субмарины
«Неизвестный Кронштадт» – экскурсия «Открытого города», знакомящая с различными аспектами истории этой морской крепости, с первых лет существования Петербурга прикрывавшей наш город с моря. Одним из эпизодов морской обороны города на Неве была гибель в июне 1919 года британской подводной лодки L-55, которая в составе объединённой эскадры Антанты под командованием английского контр-адмирала Уолтера Коуэна участвовала в первом походе белогвардейцев на Петроград.
L-55 в боевом походе
Действия британской подлодки оказались неудачными: после торпедной атаки против эсминцев она была обнаружена. Первым же залпом советский эсминец «Азард» накрыл рубку L-55, подлодка потеряла управление, попала на минное поле, подорвалась и затонула.
Эсминец «Азард» ведёт огонь по субмарине L-55
Несколько лет субмарина пролежала на дне Копорского залива, на 32-метровой глубине, и лишь в 1927 году лодку обследовали водолазы, а затем в дело вступили специалисты Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН). 11 августа 1928 года была произведена уникальная операция: судоподъемное судно «Коммуна» извлекло субмарину со дна залива. В тот же день подлодку отбуксировали в Кронштадт.
Советские специалисты поднимаются на борт L-55
«Проржавевший, жёлтый с зелеными пятнами и полосами корпус лодки напоминает огромного мертвого кита, у которого ударом мощнейшего гарпуна разворочена верхняя часть бока, – по горячим следам описывал увиденную картину корреспондент «Ленинградской правды». – Зияющая пробоина похожа на смердящую рану». Когда откачали воду и попали внутрь субмарины, обнаружили останки 39 английских подводников…
Осмотр L-55 после очистки корпуса
Обнаруженные останки решено было передать Великобритании. Начальник военно-морских сил РККА Р.А. Муклевич пояснил корреспонденту ТАСС: «Эти люди были нашими врагами, но красные моряки не питают к ним враждебных чувств. Английские моряки творили волю пославших их и погибли. Мы примем во внимание пожелание английского правительства о порядке похорон и распоряжении вещами погибших. Во всяком случае, их останки будут преданы земле с подобающими воинскими почестями».
Советское правительство не согласилось допустить британский боевой корабль в территориальные воды СССР, поэтому за останками прибыл коммерческий пароход «Труро». Он ошвартовался в гавани Кронштадта, и на его палубу торжественно перенесли гробы с останками английских подводников. Согласно выработанному в Москве ритуалу, был поставлен почётный караул из краснофлотцев, а корабли Балтийского флота приспустили флаги...
5 сентября 1928 года агентство «Рейтер» сообщало из Лондона: «Сегодня ночью на борту легкого крейсера «Чемпион» в Портсмут прибыли тела команды подводной лодки L-55, погибшей девять лет назад в русских водах». Влиятельная газета «Дейли телеграф» высоко оценивала действия советского правительства: «Едва ли может быть что-либо более проникнутое достоинством и благопристойностью, чем процедура передачи останков неделю тому назад в Кронштадте». Ей вторила «Манчестер гардиан»: «Внимательность и достоинство, обнаруженные русскими в этом деле, заслуживают похвалы и благодарности».
Однако столь серьёзные работы по подъему английской подводной лодки были вызваны не только моральными соображениями. В телефонограмме, отправленной в ОГПУ, сообщалось: «Сохранность корпуса, механизмов и оборудования самая хорошая, всё, что не повреждено взрывом, может быть отремонтировано или даже только перебрано. Эта океанская лодка много лучше и много могущественнее тех, которые нами сейчас строятся. Подлодки этого типа составляют основные группы подводного флота Великобритании и по сие время... Мы нашли целый склад секретных документов в виде разных инструкций по артиллерии и другим областям военно-морского дела, своды секретных сигналов и, главное, целое шифровальное производство с общими правилами, наставлениями и набором кодов».
Завершающие работы по ремонту L-55
Какова же была дальнейшая судьба английской субмарины? В 1928–1931 годах её ремонтировали на Балтийском заводе, при этом она была скрупулёзно изучена советскими инженерами-кораблестроителями. В августе 1931 года она вступила в боевой строй подводных сил Балтийского флота, причём под тем же номером, лишь английскую литеру заменили русской – получилось «Л-55». Использовалась она главным образом для обучения личного состава. В начале 1940 года субмарину вывели из боевого состава и перевели в разряд опытовой подводной лодки.
С началом Великой Отечественной войны «Л-55» передали в Кронштадтский военный порт на хранение и законсервировали, а с мая 1942 года она использовалась в качестве самоходной плавучей зарядной станции. Окончательно «Л-55» исключили из состава ВМФ 18 февраля 1945 года. Однако физически она продолжала существовать ещё пятнадцать лет: её корпус разобрали на металл только в 1960 году...