Загадка британской субмарины

«Неизвестный Кронштадт» – экскурсия «Открытого города», знакомящая с различными аспектами истории этой морской крепости, с первых лет существования Петербурга прикрывавшей наш город с моря. Одним из эпизодов морской обороны города на Неве была гибель в июне 1919 года британской подводной лодки L-55, которая в составе объединённой эскадры Антанты под командованием английского контр-адмирала Уолтера Коуэна участвовала в первом походе белогвардейцев на Петроград.

L-55 в боевом походе.jpg

L-55 в боевом походе

Действия британской подлодки оказались неудачными: после торпедной атаки против эсминцев она была обнаружена. Первым же залпом советский эсминец «Азард» накрыл рубку L-55, подлодка потеряла управление, попала на минное поле, подорвалась и затонула.

Эсминец «Азард» ведёт огонь по субмарине L-55.jpg

Эсминец «Азард» ведёт огонь по субмарине L-55

Несколько лет субмарина пролежала на дне Копорского залива, на 32-метровой глубине, и лишь в 1927 году лодку обследовали водолазы, а затем в дело вступили специалисты Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН). 11 августа 1928 года была произведена уникальная операция: судоподъемное судно «Коммуна» извлекло субмарину со дна залива. В тот же день подлодку отбуксировали в Кронштадт.

Советские специалисты поднимаются на борт L-55.jpg

Советские специалисты поднимаются на борт L-55

«Проржавевший, жёлтый с зелеными пятнами и полосами корпус лодки напоминает огромного мертвого кита, у которого ударом мощнейшего гарпуна разворочена верхняя часть бока, – по горячим следам описывал увиденную картину корреспондент «Ленинградской правды». – Зияющая пробоина похожа на смердящую рану». Когда откачали воду и попали внутрь субмарины, обнаружили останки 39 английских подводников…

Осмотр L-55 после очистки корпуса.jpg

Осмотр L-55 после очистки корпуса

Обнаруженные останки решено было передать Великобритании. Начальник военно-морских сил РККА Р.А. Муклевич пояснил корреспонденту ТАСС: «Эти люди были нашими врагами, но красные моряки не питают к ним враждебных чувств. Английские моряки творили волю пославших их и погибли. Мы примем во внимание пожелание английского правительства о порядке похорон и распоряжении вещами погибших. Во всяком случае, их останки будут преданы земле с подобающими воинскими почестями».

Советское правительство не согласилось допустить британский боевой корабль в территориальные воды СССР, поэтому за останками прибыл коммерческий пароход «Труро». Он ошвартовался в гавани Кронштадта, и на его палубу торжественно перенесли гробы с останками английских подводников. Согласно выработанному в Москве ритуалу, был поставлен почётный караул из краснофлотцев, а корабли Балтийского флота приспустили флаги...

5 сентября 1928 года агентство «Рейтер» сообщало из Лондона: «Сегодня ночью на борту легкого крейсера «Чемпион» в Портсмут прибыли тела команды подводной лодки L-55, погибшей девять лет назад в русских водах». Влиятельная газета «Дейли телеграф» высоко оценивала действия советского правительства: «Едва ли может быть что-либо более проникнутое достоинством и благопристойностью, чем процедура передачи останков неделю тому назад в Кронштадте». Ей вторила «Манчестер гардиан»: «Внимательность и достоинство, обнаруженные русскими в этом деле, заслуживают похвалы и благодарности».

Однако столь серьёзные работы по подъему английской подводной лодки были вызваны не только моральными соображениями. В телефонограмме, отправленной в ОГПУ, сообщалось: «Сохранность корпуса, механизмов и оборудования самая хорошая, всё, что не повреждено взрывом, может быть отремонтировано или даже только перебрано. Эта океанская лодка много лучше и много могущественнее тех, которые нами сейчас строятся. Подлодки этого типа составляют основные группы подводного флота Великобритании и по сие время... Мы нашли целый склад секретных документов в виде разных инструкций по артиллерии и другим областям военно-морского дела, своды секретных сигналов и, главное, целое шифровальное производство с общими правилами, наставлениями и набором кодов».

Завершающие работы по ремонту L-55.jpg

Завершающие работы по ремонту L-55

Какова же была дальнейшая судьба английской субмарины? В 1928–1931 годах её ремонтировали на Балтийском заводе, при этом она была скрупулёзно изучена советскими инженерами-кораблестроителями. В августе 1931 года она вступила в боевой строй подводных сил Балтийского флота, причём под тем же номером, лишь английскую литеру заменили русской – получилось «Л-55». Использовалась она главным образом для обучения личного состава. В начале 1940 года субмарину вывели из боевого состава и перевели в разряд опытовой подводной лодки.

С началом Великой Отечественной войны «Л-55» передали в Кронштадтский военный порт на хранение и законсервировали, а с мая 1942 года она использовалась в качестве самоходной плавучей зарядной станции. Окончательно «Л-55» исключили из состава ВМФ 18 февраля 1945 года. Однако физически она продолжала существовать ещё пятнадцать лет: её корпус разобрали на металл только в 1960 году...


[Bitrix\Main\DB\SqlQueryException] 
Mysql query error: (1114) The table 'b_user_session' is full (400)
INSERT INTO `b_user_session`(`TIMESTAMP_X`, `SESSION_DATA`, `SESSION_ID`) VALUES ('2025-11-17 14:35:02', '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', 'lqiMN4F8Op70XPO81BBRzBxJd8JgNqlQ')
/var/www/www-root/data/www/xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/bitrix/modules/main/lib/db/mysqlcommonconnection.php:415
#0: Bitrix\Main\DB\MysqlCommonConnection->createQueryException(integer, string, string)
	/var/www/www-root/data/www/xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/bitrix/modules/main/lib/db/mysqliconnection.php:149
#1: Bitrix\Main\DB\MysqliConnection->queryInternal(string, array, NULL)
	/var/www/www-root/data/www/xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/bitrix/modules/main/lib/db/connection.php:324
#2: Bitrix\Main\DB\Connection->query(string, NULL)
	/var/www/www-root/data/www/xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/bitrix/modules/main/lib/db/connection.php:373
#3: Bitrix\Main\DB\Connection->queryExecute(string)
	/var/www/www-root/data/www/xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/bitrix/modules/main/lib/db/connection.php:458
#4: Bitrix\Main\DB\Connection->add(string, array, NULL)
	/var/www/www-root/data/www/xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/bitrix/modules/main/lib/orm/data/addstrategy/insert.php:25
#5: Bitrix\Main\ORM\Data\AddStrategy\Insert->add(array)
	/var/www/www-root/data/www/xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/bitrix/modules/main/lib/orm/data/datamanager.php:956
#6: Bitrix\Main\ORM\Data\DataManager::sysAddInternal(object, array)
	/var/www/www-root/data/www/xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/bitrix/modules/main/lib/orm/data/datamanager.php:879
#7: Bitrix\Main\ORM\Data\DataManager::add(array)
	/var/www/www-root/data/www/xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/bitrix/modules/main/lib/session/handlers/databasesessionhandler.php:42
#8: Bitrix\Main\Session\Handlers\DatabaseSessionHandler->processWrite(string, string)
	/var/www/www-root/data/www/xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/bitrix/modules/main/lib/session/handlers/abstractsessionhandler.php:87
#9: Bitrix\Main\Session\Handlers\AbstractSessionHandler->write(string, string)
	
#10: session_write_close()
	/var/www/www-root/data/www/xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/bitrix/modules/main/lib/application.php:374
#11: Bitrix\Main\Application->terminate(integer)
	/var/www/www-root/data/www/xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/bitrix/modules/main/lib/application.php:332
#12: Bitrix\Main\Application->end()
	/var/www/www-root/data/www/xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:3703
#13: CAllMain::FinalActions(string)
	/var/www/www-root/data/www/xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/bitrix/modules/main/include/epilog_after.php:61
#14: require(string)
	/var/www/www-root/data/www/xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/bitrix/modules/main/include/epilog.php:3
#15: require_once(string)
	/var/www/www-root/data/www/xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/bitrix/footer.php:4
#16: require(string)
	/var/www/www-root/data/www/xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/fan-zona/statii/index.php:110
#17: include_once(string)
	/var/www/www-root/data/www/xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/bitrix/modules/main/include/urlrewrite.php:128
#18: include_once(string)
	/var/www/www-root/data/www/xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/bitrix/urlrewrite.php:2
----------