Закон есть закон

В рамках проекта «Открытый город» есть возможность посетить много учебных зданий. Это и здание Двенадцати коллегий, где ныне находится СПбГУ, и Академия художеств, и Горный институт, и Электротехнический институт… В ходе экскурсий повествуется об особенностях учебного процесса в прежние времена, о жизни студента прошедших эпох. В статье пойдёт рассказ об одном поучительном случае, произошедшем в стенах Академии художеств, где в конце XIX – начале XX века работало Высшее художественное училище, готовившее, в том числе, художников-архитекторов.


1.Академия художеств.jpg

Академия художеств


Жизнь студента в Российской империи была не сахар. Опытные и требовательные преподаватели не давали спуску нерадивым ученикам, поэтому получить диплом «за красивые глаза» было весьма затруднительно. Важно было также неукоснительно соблюдать сроки сдачи экзаменов и «хвостов». В противном случае никакое даже самое высокое заступничество не спасало от отчисления. Об одной студенческой судьбе поведали документы Российского государственного исторического архива.

В 1897 году в Петербург из Кременчуга, где жила его семья, приехал 20-летний австрийский подданный Евгений Карл Шреттер. Он поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств и стал обучаться на архитектора. Однако осенью 1899 года, на пороге третьего курса, он был отчислен из-за неявки на переэкзаменовку.


 2.Е.Ф.Шреттер.jpg

Е.Ф.Шреттер


Ситуация сложилась следующая. Летом 1899 года Шреттер испросил отпуск до начала октября и уехал в Киев, где в качестве помощника архитектора участвовал в постройке театра. Работа на стройплощадке была важной составляющей профессиональной подготовки будущего зодчего, а также давала учащемуся возможность заработать. Увлекшись работой, студент, вероятно, запамятовал, что в сентябре у него переэкзаменовка – вот за эту неявку он и был отчислен.


3.А.П.Игнатьев.jpeg

А.П. Игнатьев на картине И.Е. Репина


Шреттер нашёл заступничество у бывшего Киевского генерал-губернатора графа А.П. Игнатьева, с 1896 года – члена Государственного совета (Игнатьев изображен на знаменитой картине И.Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года»). Граф Игнатьев незамедлительно принял участие в судьбе «несчастного молодого человека» и написал вице-президенту Академии художества графу И.И. Толстому, что студент опоздал на пересдачу не по собственной халатности, а по причине доставки по неверному адресу телеграммы с требованием явиться на переэкзаменовку раньше завершения испрошенного в Академии художеств отпуска. В итоге ученик получил уведомление «увы, слишком поздно».

Игнатьев продолжал: «В результате молодой Шреттер, поддержка и надежда всей семьи его, человек одарённый, как я слышал, недюжинными способностями (?), исключен из Академии!». Знак вопроса в тексте письма означает, что граф Игнатьев судил о способностях своего протеже по информации, полученной от третьих лиц («как я слышал»).

Ответ графа Толстого был неутешителен. Он сообщал, что студенты самостоятельно должны узнавать о сроках погашения задолженностей, образовавшихся в ходе обучения, невзирая на сроки предоставленного отпуска. И.И. Толстой резюмировал: «Ввиду изложенного к моему искреннему сожалению я ничего не могу сделать для удовлетворения просьбы», а студент-должник справедливо подвергнут «немедленному исключению как не исполнивший обязательств».

Делать нечего, Шреттер вынужден был в 1900 году вновь проступить на 1-й курс (на этот раз без вступительных экзаменов), успешно учился, выбрав своим наставником профессора Л.Н. Бенуа, и получил в 1904 году звание художника-архитектора. Ещё в 1901 году он принял российское подданство, тем самым прочнее связав свою жизнь с Россией.


4.Дворец наместника.jpg

Дворец наместника на Дальнем Востоке


Время показало, что отзывы о таланте Евгения Карла (Евгения Федоровича на русский лад) Шреттера были недалеки от истины. Его выпускной проект «Дворец наместника на Дальнем Востоке», по отзывам критиков, был создан «в экспрессивно трактованных формах „русского стиля“» и резко выделялся среди работ его соучеников «остро выраженным романтическим чувством». Этот оставшийся в чертежах сказочный «дворец Черномора» критики признавали наиболее соответствовавшим «характеру палат наместника – представителя русской государственной власти на Востоке».


5.Дом Петерсена.jpg

Е.Ф. Шреттер. Доходный дом Э.Л. Петерсена


В 1905 году Е.Ф. Шреттер принял участие в конкурсе проектов петербургского доходного дома Э.Л. Петерсена (Лиговский пр., 125), и судьи использовали самые сильные выражения для оценки: «Это выдающееся по оригинальности и художественному замыслу произведение», отличающееся новаторской планировкой и яркой образностью. В комиссию судей даже поступило письмо неизвестного отправителя, в котором этот проект Шреттера был назван «гениальным». Приходится сожалеть, что и в этот раз проект остался на бумаге.

В 1915 году в письме от имени президента Академии художеств великой княгини Марии Павловны Е.Ф. Шреттер характеризовался как один из «талантливых и выдающихся наших молодых архитекторов». Он часто завоевывал призовые места в архитектурных конкурсах, но в Петербурге построил лишь не сохранившийся до наших дней Скетинг-ринг (здание для катания на роликовых коньках) на Марсовом поле. Крупнейшая его сохранившаяся постройка – грязелечебница в Ессентуках. Последние годы Е.Ф. Шреттер прожил в Варшаве, где скончался в 1925 году…

6.Скетинг-ринг.jpg

Е.Ф. Шреттер. Скетинг-ринг