Жемчужина ленинградского авангарда
«Открытый город» позволяет горожанам познакомиться не только с шедеврами изощрённого барокко и выверенного классицизма, образцами непредсказуемой эклектики и ускользающего модерна, но и с архитектурными памятниками советского времени, среди которых достойное место принадлежит авангарду (конструктивизму). В этом стиле строили дворцы культуры, правительственные здания, бани, а также промышленные предприятия, на территорию которых, понятное дело, доступ усложнён. Об одном из таких зданий и пойдёт речь.
Во второй половине 1920-х – начале 1930-х годов Ленинград восстанавливался после трудных революционных и военных лет, прирастал населением и новыми зданиями. Жителей города трёх революций необходимо было накормить – и поднимались ввысь крупные предприятия пищевой промышленности, среди которых важнейшим был Ленинградский мясокомбинат (Московское шоссе, 13). Строить его предстояло на пустынном треугольнике, образованном железнодорожной веткой, Пулковским и Московским шоссе. Работа была поистине титаническая – выделенная под постройку площадка была совершенно не освоена, здесь не было транспортного сообщения с городом, не было коммуникаций. Кроме того, комбинат, в отличие от многих других предприятий страны, проектировался и строился без участия иностранных специалистов, так что это в полной мере отечественный «продукт».
Проектирование и строительство было осуществлено в рекордные сроки – 1931–1933 годы. Над этим сложным объектом работал коллектив архитекторов, инженеров, других технических специалистов, возглавлявшихся признанным мастером авангарда Н.А. Троцким. Среди этих мастеров назовём Р.Я. и Я.И. Зеликманов, Б.П. Светлицкого, А.З. Ротшильда. Поставленная перед этим коллективом задача усложнялась тем обстоятельством, что в те годы мясная промышленность в нашей стране практически отсутствовала, поэтому за основу были взяты зарубежные аналоги.
Весь технологический процесс организовывался по вертикальной схеме – ведь, в отличие от других отраслей промышленности, конечный продукт на мясокомбинате получался не от объединения составных частей, а, наоборот, от разделённого на части сырья. Скот из вагонов поднимался на верхние этажи лайв-стага – здания, где животные выдерживались в особом режиме перед забоем. Затем скот по галерее попадал в основной производственный корпус, откуда сырьё отправлялось вниз на переработку, а готовая продукция – на хранение в холодильники.
Следуя логике производственного процесса, проектировщики для каждой функции предусмотрели отдельный геометрически ясный объём, отличающийся от других по величине и органически вытекающий из структуры плана. Главным акцентом в решении фасадов комбината является сопоставление массивного закруглённого объёма лайв-стага и глухих стен холодильника с большим количеством остекления основных производственных корпусов, связанных между собой галереями и железобетонными мостами. Водонапорная башня, которую обычно помещали отдельно, Н.А. Троцкий водрузил на здание холодильника, тем самым создав мощный вертикальный акцент – 42-метровую башню, контрастирующую с растянутыми по горизонтали корпусами.
Закладка комбината произошла 5 ноября 1931 года. Начальник строительства Г.М. Алексеев обрисовал авральные условия, в которых стартовало строительство: «Не имелось не только общих технических планов, но не были ещё закончены планы корпусов, без которых приходилось начинать строительство буквально вслепую». Коррективы в проект вносились по ходу его воплощения в жизнь, при этом удалось избежать срывов сроков строительства. Здесь большую роль играл энтузиазм тех лет. Интересно, что работы по благоустройству и озеленению территории комбината намного опережали темпы строительства. В семейном архиве одного из участников проектирования и строительства сохранились фотографии тех лет: на фоне ещё не законченных, затянутых строительными лесами корпусов, уже бьют фонтаны, цветут фруктовые деревья, разбиты цветники.
Напряжённая работа по созданию комбината дала отличные результаты. 27 июня 1935 года предприятие было принято правительственной комиссией. Это произведение советского авангарда получило и всемирное признание. На Международной выставке искусств и техники 1937 года в Париже комплекс Ленинградского мясокомбината был отмечен золотой медалью. Среди экспонатов заводского музея выставлен диплом этой золотой медали, присуждённой комбинату за архитектурное и конструктивное решение.