«Жить – это… делать доброе»: судьба архитектора Андрея Петровича Аплаксина
«Ренессанс древнерусской архитектуры» – одна из самокатных экскурсий «Открытого города», и посвящена она неорусскому стилю – художественному направлению, одним из поборников которого был гражданский инженер Андрей Петрович Аплаксин. В этом году исполнилось 140 лет со дня его рождения – зодчий родился в Петербурге 10 (23 по новому стилю) июня 1879 года.
За годы обучения в Институте гражданских инженеров А.П. Аплаксин зарекомендовал себя прилежным студентом, и отзывы маститых зодчих о нём были неизменно высокими. Наставники отмечали глубину познаний ученика, его энергию и трудолюбие. В начале творческого пути проявилась и целеустремлённость Апласкина. В 1904 году он окончил альма-матер с относительно невысоким результатом, но не смирился с этим и в 1906 году добился переэкзаменовки, получив в итоге диплом первого разряда.
В 1906 году в его жизни произошло знаковое событие, определившее вектор дальнейшего творчества. В этом году 27-летний Аплаксин приступил к исполнению обязанностей Санкт-Петербургского епархиального архитектора. Его опыт церковного строительства к тому времени был невелик, и на такое неожиданное назначение, вероятно, повлияло родство с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием, на племяннице которого А.П. Аплаксин женился в 1903 году.
На этой высокой должности, в которой он был утверждён в 1908 году, архитектор добился великолепных результатов. Построенные им храмы отличаются оригинальностью и выразительностью художественного образа, и приходится сожалеть, что многие из них или утрачены, или перестроены до неузнаваемости.
Ориентиром для Аплаксина, как и для многих мастеров неорусского стиля, служили средневековые храмы Великого Новгорода и Пскова, с их упрощёнными монументальными формами. Сущность неорусского стиля, с наибольшей полнотой проявившегося в культовом зодчестве, выразил архитектор А.В. Щусев. Он призвал не копировать старинные храмы и их детали, а, отталкиваясь от древнерусского зодчества, создавать новые формы, в которых выражался бы «дух», настроение древней русской архитектуры – следовало научиться «сочинять» храм.
Вот как Аплаксин, в своём творчестве следовавший этому призыву Щусева, отзывался о новгородско-псковских церквях: «Глубоко задумчиво смотрят белые гладкие стены; небольшие, как бы непроизвольно брошенные, пятна окон и орнаментов слегка оживляют элегично настроенные псковско-новгородские храмы, и в крепких, глухих стенах чуется мощь великая, вера крутая, Христу неизменная…».
Постройки Аплаксина – словно иллюстрация к этим его словам. В 1912 году завершилось строительство подворья Казанского Вышневолоцкого женского монастыря Тверской епархии, адрес – Малый пр. П.С., 69; Подрезова ул., 14. Рационально спланированный комплекс построек (храм выходит на проспект, сестринский корпус поставлен поодаль и соединён с церковью переходом) получил «сказочную» выразительность, экспрессивность. Высокая гладкая стена одноглавого храма с живописно разбросанными по её поверхности щелевидными окошками завершалась своеобразным «трезубцем», в котором была помещена фресковая живопись. Идеально ровная штукатурка выбеленных стен контрастировала с тёмными тонами каменного цоколя, выложенного из грубоколотых блоков. Подворье, сразу после завершения строительства ставшее акцентом этого уголка Петербургской стороны, в начале 1930-х годов было перестроено под общежитие, и лишь чудом сохранившийся на фасаде со стороны Подрезовой улицы киот с сиротливо торчащим креплением для иконы напоминает о прежнем предназначении этих построек…
Помимо строительной деятельности, А.П. Аплаксин реставрировал храмы, преподавал, участвовал в конкурсном проектировании. С началом Первой мировой войны он был призван на военную службу, занимался военным строительством. После октября 1917 года зодчий продолжил работать по профессии уже в новых условиях, и трудился в сфере железнодорожного, промышленного, жилищного строительства. Непростые времена и крайнее переутомление (специалистов не хватало, поэтому на квалифицированных мастеров ложилась большая нагрузка) привели к тяжёлой болезни сердца, которая преждевременно унесла Андрея Петровича Аплаксина в могилу. Он умер в ночь с 21 на 22 декабря 1931 года в возрасте 52-х лет.
В 1919 году А.П. Аплаксин из Старой Руссы отправил письмо своему 15-летнему сыну Борису. В этом отеческом напутствии стоявшему на пороге взрослой жизни юноше отец, в частности, писал: «Жить – это значит от момента сознательной жизни до самой смерти – творить, делать доброе». Храмы и подворья, построенные архитектором – хорошая иллюстрация к этим словам. Приходится сожалеть, что многие постройки Аплаксина не дошли до наших дней; с другой стороны, сохранившиеся храмы сейчас возрождаются в прежнем великолепии.
Если будете уезжать с Московского вокзала на дачу или в дальнее путешествие, через несколько минут после отправления посмотрите направо – перед Вами промелькнёт белоснежный всплеск подворья Свято-Троицкого Творожковского женского монастыря с храмом св. Петра митрополита Московского, построенное Аплаксиным в 1911 году на Роменской улице. Долго стоявший обезглавленным, храм недавно вновь был увенчан шатром, и теперь предстаёт в своём прежнем облике.
А 12 апреля 2019 года на Гатчинской ул., 11 – на доме, где жил Андрей Петрович Аплаксин, была открыта мемориальная доска....