«Зимний дворец» Литейной части

Среди объектов культурного наследия «Открытого города» есть доходный дом инженера путей сообщения Юлиана Борисовича Бака, построенный архитектором Борисом Ионовичем Гиршовичем и декорированный в духе елизаветинского барокко. В творчестве этого зодчего существует ещё одна постройка, своим обликом словно бы стремящаяся перещеголять барочный Зимний дворец. Это доходный дом полковницы Ольги Владимировны Серебряковой, выстроенный в 1900–1901 годах в Литейной части города, на Сергиевской улице (ныне улица Чайковского), 24.

 1.О.В.Серебрякова.jpg

О.В. Серебрякова


В облике этого многоэтажного доходного дома ярко проявляются мотивы барокко и даже рококо, но при этом он в определённой степени откликается на призывы начинающего набирать силу «нового стиля» – модерна. Доходный дом О.В. Серебряковой, проект которого утвердили в марте 1900 года, стал первым в Петербурге крупногабаритным зданием, в отделке которого применены модернизированные формы барокко и рококо. По некоторым оценкам, дом носит «оттенок гигантомании» и «производит впечатление не ультрасовременного феномена, а чрезмерно расширенного необарочного сооружения середины XIX века».


2.Фасад чертёж.jpg

Проект доходного дома О.В. Серебряковой. Фасад. ЦГИА СПб


Впечатление верное, и объясняется оно тем обстоятельством, что стилистика строившегося здания заимствована Б.И. Гиршовичем у четырёхэтажного на высоком подвале дома в духе «второго барокко», построенного на этом участке в 1860 году Р.Б. Бернгардом.


3.Старый дом.jpg

Старый дом на участке. ЦГИА СПб


Гиршович попросту надстроил старый дом пятым этажом, а к нему пристроил новый пятиэтажный лицевой дом, фактически «перетянув» на новостройку декор с надстроенного здания.


4.Фасад фото.jpg

Фасад доходного дома О.В. Серебряковой


Центральная часть фасада дома Серебряковой, вызвавшего у современников впечатление «действительно громадной постройки», выделена массивным полуциркульным козырьком, воспроизводящим форму верхней части «палладиева окна» Совета пятисот флорентийского палаццо Веккио. «Этому несколько архаичному мотиву Возрождения вторит рельефно выделенное обрамление подъезда, решённое в более современном виде – графически чётко, даже жёстко».


5.Зал Совета пятисот.jpg

Зал Совета пятисот палаццо Веккио. Слева и справа в первом этаже – «палладиевы окна»

Проект утвердили не сразу, потребовалась его корректировка. Это было в порядке вещей: архитекторы, подгоняемые коротким в Петербурге строительным сезоном, зачастую работали спешно, при этом неизбежны были ошибки. Получив на проверку проект Б.И. Гиршовича, архитектор пятого строительного участка Е.С. Бикарюков отправил чертежи на доработку с таким комментарием: «Возвращая настоящее прошение, с чертежами и архивными планами, имею честь донести Городской управе, следующее. Несмотря на обдуманность и бойкое исполнение представленного проекта, вследствие, вероятно, поспешности при исполнении и сложности его, благодаря разнице в высотах и массе всевозможных переходов и приспособлений, в чертежи вкралось много ошибок, из которых некоторые довольно серьёзны…». Некоторые разрезы не вполне соответствовали планам, отдельные лестницы, по мнению проверяющего, не были достаточно освещены, один из дворовых флигелей был несколько выше предельных параметров. Гиршович оперативно внёс необходимые коррективы, и строительные работы были разрешены.


6.План.jpg

Доходный дом О.В. Серебряковой. План верхних этажей. ЦГИА СПб. Слева – надстраиваемый старый дом, справа и в глубине двора – новые корпуса


Реконструируя надстраиваемый дом, Б.И. Гиршович демонтировал за ненадобностью его парадную лестницу и создал на месте лестничной клетки поэтажные жилые помещения. Надстроенный дом был подключён к парадной лестнице вновь построенного лицевого корпуса. Дом обслуживался лифтами, комфортабельные квартиры были оборудованы ванными комнатами, «на лицо» были выведены металлические балконы, исполненные «по изящным рокайльным рисункам». Обширный участок позволил зодчему хорошо осветить почти все помещения, и обойтись лишь одним двором-«колодцем», из которого свет получают ванные комнаты, клозеты и коридоры.


7.Лестница.jpg

Доходный дом О.В. Серебряковой. Парадная лестница


На парадной лестнице посетителя встречает камин (ныне упрощённый) и мраморные ступени, здесь частично сохранились или были воссозданы ограждения лифтовых шахт. Рисунок лестничных ограждений составлен из причудливо закрученных в волюты тонких металлических полос, а сами лестничные марши хорошо освещены через высокие широкие полуциркульные окна. Если судить по проектному разрезу, камин, ныне лишённый декора, изначально задумывался в стилистике фасада, с богатой барочной отделкой.


8.Деталь разреза.jpg

Доходный дом О.В. Серебряковой. Деталь разреза. ЦГИА СПб


Строительные работы были завершены к лету 1901 года, и домовладелица запросила под его залог ссуду. Архитектор Санкт-Петербургского городского кредитного общества при осмотре здания с целью его оценки отметил, что дом выстроен «хорошо, прочно», с применением «доброкачественных материалов», и отличается «хорошей внутренней отделкой».


9.Разрушения дома на фото 1942 года.jpg

Разрушения дома на фотографии в 1942 года


В годы Великой Отечественной войны дом был частично разрушен, впоследствии восстановлен, и сейчас ничего в его облике не напоминает об утратах военного времени. Очевидно, в ходе разрушений пострадал и камин в парадной, воссозданный в упрощённом виде.


10.Камин.jpg

Камин в парадной