Аничков дворец
Аничков дворец
Аничков дворец
Аничков дворец
Аничков дворец
Аничков дворец
Аничков дворец
Аничков дворец
Аничков дворец
Аничков дворец
Аничков дворец
Аничков дворец
Аничков дворец Аничков дворец Аничков дворец Аничков дворец Аничков дворец Аничков дворец Аничков дворец Аничков дворец Аничков дворец Аничков дворец Аничков дворец Аничков дворец

Аничков дворец

Адрес Аничков дворец Невский пр., д. 39
Годы постройки: 1741-1754, 1776-1778
Архитекторы: М.Г. Земцов, Г.Д. Дмитриев, И.Е. Старов

Аничков дворец – одно из старейших зданий Санкт-Петербурга. Он по праву считается одним из самых выдающихся памятников дворцовой архитектуры Санкт-Петербурга XVIII века. Проект дворца летом 1741 года составил М.Г. Земцов, началось строительство, но работы продвигались неспешно. После смерти Земцова в 1743 году работы продолжил Г.Д. Дмитриев (умер в 1746 году), успевший возвести стены до карниза. Завершил постройку в 1754 году Ф.-Б. Растрелли, который внёс в проект некоторые изменения – заменил проектные высокие фигурные финименты на боковых ризалитах крупными гранёными куполами.

В плане здание напоминает букву «Н». Корпуса дворца были разной высоты, что придавало силуэту зданию живописность, динамику. Главный фасад выходит на набережную реки Фонтанки, и к стенам дворца можно было добраться водным путём, для чего была устроена специальная гавань. Обширный регулярный сад с прудом, крытыми галереями, беседками простирался до нынешней Садовой улицы. Фасады дворца были отделаны в духе «елизаветинского барокко» – с витиеватыми наличниками и декоративными деталями, балюстрадами, декоративными вазами. По словам Якова Штелина, современника строительства, Аничков дворец «полон резной и скульптурной работы внутри и снаружи».

Дворец сначала принадлежал графу А.Г. Разумовскому, тайному супругу императрицы Елизаветы Петровны, затем достался Г.А. Потёмкину, фавориту Екатерины II, для которого здание в духе модного тогда раннего классицизма перестроил архитектор И.Е. Старов. В результате этих переделок дворец лишился живописного разнообразия, приобрёл современный вид – с едиными по высоте объёмами, монотонным декором.

Дворец не раз менял владельцев, интерьеры многократно переделывались, здесь работали многие архитекторы. От первоначального замысла сохранились только две параллельные анфилады, но от богатой отделки в стиле барокко ничего не осталось.

С начала XIX века Аничков дворец служил резиденцией членов императорской семьи, в его стенах проводились пышные официальные приёмы, блистательные придворные балы и маскарады. В 1918 году здесь открылся Музей города, а в 1937 году – Дворец пионеров. Старинный дворец и по сей день служит детям: ныне в здании находится Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных.

 Анфилада (от франц. "по нитке") – ряд помещений, расположенных вдоль одной оси. Дверные проёмы анфилады позволяют просматривать её насквозь.    

 Ризалит (от итал. "выступ") – часть здания, выступающая за линию фасада.     

 Финимент – в архитектуре барокко сложное фигурное завершение стены.      

 Регулярный сад  – сад с регулярной симметричной планировкой: прямые аллеи, цветники и бассейны правильной формы,  деревья и кустарники постриженные в виде геометрических фигур.      

Ближайшие события

События не найдены.

Прошедшие события

События не найдены.