Ансамбль «Новая Голландия»
наб. Адмиралтейского кан., д. 2
Годы постройки: 1765-1780, 1848-1849
Архитекторы: С.И. Чевакинский, Ж.-Б. Валлен-Деламот, А.Е. Штауберт
История Новой Голландии берет свое начало с момента основания Санкт-Петербурга Петром I. Параллельно с городским строительством началось создание Северного флота. В 1704 году на левом берегу Невы были заложены верфь и здание Адмиралтейства. Для удобства строительства кораблей и доставки на верфь материалов и леса на Адмиралтейской стороне прорывались каналы.
Появление Новой Голландии неразрывно связано с историей Адмиралтейства. Во времена создания Санкт-Петербурга Петр I приглашал голландских кораблестроителей для работы на верфях левого берега Невы. Обстановка настолько напоминала иностранный порт, что те места стали называть Голландией, а позднее это название закрепилось за островом, образованным Мойкой, Адмиралтейским и Крюковым каналами. Окончательно остров сформировался к 30-м годам XVIII века, тогда же Новая Голландия была передана в ведомство Адмиралтейств-коллегии, и на острове появились первые деревянные амбары для хранения корабельного леса, построенные архитектором Иваном Коробовым. В середине XVIII века было принято решение возвести на месте деревянных сараев каменные сооружения. Архитектор Савва Чевакинский разрабатывает новаторские конструкции для вертикального хранения бревен и создает чертеж острова, выполненный в суровом крепостном стиле. Оформить фасады Новой Голландии поручают другому архитектору – Жану-Батисту-Мишелю Валлен-Деламоту, который предлагает проекты классических порталов и арочного декора фасадов, выходящих на каналы. Проекты двух мастеров были переработаны и воплощены инженером Иоганном Герардом. Строительство было завершено к концу XVIII века.
Еще в петровские времена на территории будущей Новой Голландии появился пруд правильной формы. Многие исследователи полагают, что там находился небольшой дворец Петра I. Это подтверждают некоторые документальные свидетельства, в том числе одна из ранних карт Санкт-Петербурга.
На острове Новая Голландия, который в течение XVIII века оставался складской территорией, появляются сооружения нового назначения. В середине XIX века строится здание морской тюрьмы, разработанное архитектором Александром Штаубертом. Круглое здание называли «Бутылкой», и с тех пор пошло выражение «не лезь в бутылку».
Остров сыграл ключевую роль в развитии российского флота: в конце XIX века тут появился первый в России опытовый бассейн, созданный по инициативе Дмитрия Менделеева. Под руководством ученого на острове была также создана лаборатория по разработке бездымного пороха.
В опытовом бассейне под руководством знаменитого кораблестроителя Алексея Николаевича Крылова тестировались модели линкоров, линейных кораблей и первых русских подводных лодок.
В начале ХХ века на территории Новой Голландии появилась радиостанция, которая держала связь с Балтийским и Черноморским флотом.
Новая Голландия серьезно пострадала от артиллерийских обстрелов во времена Великой Отечественной войны. Восстановленный комплекс вновь пришел в упадок к концу ХХ века. В 1977 году архитектор Вениамин Фабрицкий выдвинул идею использовать памятник архитектуры для культурных целей. Проект начал осуществляться только в начале ХХI века.
В конце XX века появилось множество проектов переоборудования острова, воплощению которых помешали исторические события конца столетия. В начале XXI века были утрачены некоторые здания, в том числе опытовый бассейн.
В ноябре 2010 года ООО «Новая Голландия Девелопмент» выиграло тендер на реставрационные работы и реорганизацию пространства острова. Среди архитекторов и урбанистов со всего мира был проведен конкурс на разработку генерального плана и плана реставрации.
Параллельно с этим свободная от застройки территория была трансформирована в летний парк с обширной программой культурных мероприятий. За девять с половиной месяцев работы (с 2011 по 2013 год) остров принял более 700 000 человек. Впервые проект открылся для публики 16 июля 2011 года – эту дату можно по праву считать точкой отсчета новейшей истории Новой Голландии.
Появление Новой Голландии неразрывно связано с историей Адмиралтейства. Во времена создания Санкт-Петербурга Петр I приглашал голландских кораблестроителей для работы на верфях левого берега Невы. Обстановка настолько напоминала иностранный порт, что те места стали называть Голландией, а позднее это название закрепилось за островом, образованным Мойкой, Адмиралтейским и Крюковым каналами. Окончательно остров сформировался к 30-м годам XVIII века, тогда же Новая Голландия была передана в ведомство Адмиралтейств-коллегии, и на острове появились первые деревянные амбары для хранения корабельного леса, построенные архитектором Иваном Коробовым. В середине XVIII века было принято решение возвести на месте деревянных сараев каменные сооружения. Архитектор Савва Чевакинский разрабатывает новаторские конструкции для вертикального хранения бревен и создает чертеж острова, выполненный в суровом крепостном стиле. Оформить фасады Новой Голландии поручают другому архитектору – Жану-Батисту-Мишелю Валлен-Деламоту, который предлагает проекты классических порталов и арочного декора фасадов, выходящих на каналы. Проекты двух мастеров были переработаны и воплощены инженером Иоганном Герардом. Строительство было завершено к концу XVIII века.
Еще в петровские времена на территории будущей Новой Голландии появился пруд правильной формы. Многие исследователи полагают, что там находился небольшой дворец Петра I. Это подтверждают некоторые документальные свидетельства, в том числе одна из ранних карт Санкт-Петербурга.
На острове Новая Голландия, который в течение XVIII века оставался складской территорией, появляются сооружения нового назначения. В середине XIX века строится здание морской тюрьмы, разработанное архитектором Александром Штаубертом. Круглое здание называли «Бутылкой», и с тех пор пошло выражение «не лезь в бутылку».
Остров сыграл ключевую роль в развитии российского флота: в конце XIX века тут появился первый в России опытовый бассейн, созданный по инициативе Дмитрия Менделеева. Под руководством ученого на острове была также создана лаборатория по разработке бездымного пороха.
В опытовом бассейне под руководством знаменитого кораблестроителя Алексея Николаевича Крылова тестировались модели линкоров, линейных кораблей и первых русских подводных лодок.
В начале ХХ века на территории Новой Голландии появилась радиостанция, которая держала связь с Балтийским и Черноморским флотом.
Новая Голландия серьезно пострадала от артиллерийских обстрелов во времена Великой Отечественной войны. Восстановленный комплекс вновь пришел в упадок к концу ХХ века. В 1977 году архитектор Вениамин Фабрицкий выдвинул идею использовать памятник архитектуры для культурных целей. Проект начал осуществляться только в начале ХХI века.
В конце XX века появилось множество проектов переоборудования острова, воплощению которых помешали исторические события конца столетия. В начале XXI века были утрачены некоторые здания, в том числе опытовый бассейн.
В ноябре 2010 года ООО «Новая Голландия Девелопмент» выиграло тендер на реставрационные работы и реорганизацию пространства острова. Среди архитекторов и урбанистов со всего мира был проведен конкурс на разработку генерального плана и плана реставрации.
Параллельно с этим свободная от застройки территория была трансформирована в летний парк с обширной программой культурных мероприятий. За девять с половиной месяцев работы (с 2011 по 2013 год) остров принял более 700 000 человек. Впервые проект открылся для публики 16 июля 2011 года – эту дату можно по праву считать точкой отсчета новейшей истории Новой Голландии.
Ближайшие события
События не найдены.
Прошедшие события
События не найдены.