Большеохтинский мост
Идея этого невского моста наметилась задолго до его сооружения, ещё в 1829 году, но до строительства постоянной переправы у городских властей «руки дошли» лишь спустя 80 лет. Сначала не было технических возможностей перекинуть долговечную переправу через своенравную Неву, затем затянулись дискуссии о трассе моста, проводились исследования русла реки. Наконец, в 1901 году Санкт-Петербургская городская управа (городское правительство) инициировала международный конкурс проектов моста, однако его результаты были признаны неудовлетворительными. Всё же один из проектов (девиз «Свобода судоходству»), авторами которого были военный инженер Григорий Кривошеин и военный инженер и архитектор Владимир Апышков, был взят за основу, доработан и принят к исполнению.
Проект моста отличался простотой и логичностью. Количество сложных и дорогостоящих речных опор было ограничено двумя, благодаря чему у реки была «отнята» минимальная площадь – тем самым судоходство (в соответствии с девизом проекта) было стеснено в незначительной степени. Отличительная особенность моста – разводной быстро раскрывающийся вверх пролёт был расположен не у берега, а в середине реки. На тот момент это было новшеством. Два крыла разводного пролёта раскрывались менее чем за 2 минуты с помощью механизмов, расположенных в башнях, основаниями которым служат речные опоры.
Подготовительные работы по постройке моста стартовали осенью 1908 года. Хотя ещё в документах второй половины XIX века встречается наименование предполагаемого моста «Большеохтенский» (в современном написании – Большеохтинский), в 1908 году, когда стартовали подготовительные работы по постройке переправы, мост получил имя Императора Петра Великого. Это название обосновывалось так. В своё время взятие крепости Ниеншанц, находившейся в районе строительства, «отдало устье Невы во власть Петра». В виду такого значения местности, тесно связанной с воспоминаниями о первом российском императоре и «об обстоятельствах, сопровождавших основание Петербурга», и предложено было назвать переправу в честь Петра I.
Облик моста пронизан романтизмом, характерным для архитектуры северного модерна. Две четырёхгранные башни с примыкающими к ним полукруглыми башенками с остроконечными куполами навевают образы средневековых замков. Иллюзия усиливается за счёт отделки башен-пилонов грубо околотым облицовочным камнем. «Рыцарские» башни остро контрастируют с металлической паутиной мостовых конструкций.
Мост был торжественно открыт для движения транспорта и пешеходов 26 октября 1911 года, и исправно несёт свою службу по сей день.