Буддийский храм «Дацан Гунзечойнэй»
Буддийский храм «Дацан Гунзечойнэй»
Буддийский храм «Дацан Гунзечойнэй»
Буддийский храм «Дацан Гунзечойнэй»
Буддийский храм «Дацан Гунзечойнэй»
Буддийский храм «Дацан Гунзечойнэй»
Буддийский храм «Дацан Гунзечойнэй»
Буддийский храм «Дацан Гунзечойнэй»
Буддийский храм «Дацан Гунзечойнэй»

Буддийский храм «Дацан Гунзечойнэй»

Адрес Буддийский храм «Дацан Гунзечойнэй» Приморский пр., 91
Годы постройки: 1909-1915
Архитектор: Барановский Г.В., Березовский Н.М.
Строительство этого первого буддийского храма в Европе имело политический подтекст – укрепление связей Российской империи с Тибетом и Монголией. Храм создавался по инициативе XIII далай-ламы Тубдэна Жамсо и его посланник Агвана Доржиева, которые изыскали основные средства на постройку.

Ещё в 1898 году на личной аудиенции у Николая II Доржиев получил согласие императора на строительство буддийской молельни, однако, как отмечал посланник далай-ламы, этому решительно воспротивились представители православного духовенства, и вопрос был отложен.

В 1908 году, наконец, дело сдвинулось с мёртвой точки, был приобретён участок под строительство – как и требовала буддийская традиция, вдали от центра города и вблизи воды.
Проект составил студент-третьекурсник Института гражданских инженеров Н.М. Березовский, известный среди петербургских востоковедов благодаря своему путешествию 1905–1906 гг. в Туркестан, откуда он привёз множество рисунков буддийских монастырей.

Студенческий статус помешал Березовскому лично руководить строительством, в итоге проект передали видному архитектору Г.В. Барановскому, взявшему за основу проект поднаторевшего в буддийском храмовом зодчестве студента.

Монументальное здание состоит из двух блоков: коренастого основного массива и повышенного башнеобразного объёма. Эти части здания расширяются к земле, создавая ощущение устойчивости, неприступности. Стены почти полностью облицованы грубоколотым красным гранитом, что придаёт храму схожесть со скалой. Конструктивную прочность здания обеспечивает железобетон, применённый при строительстве.

На фоне суровых стен контрастно выделяются яркие декоративные детали. В центре главного фасада – портик, в котором колонны замены пилонами. Верхняя часть портика затянута разноцветными рельефными деталями: на малиновом фоне блестят золочёные диски, по синей ленте пропущен пунктир из белых кружков.
Интерьер буддийского храма погружает в мистическую атмосферу. Рассеянный свет проникает в молитвенный зал сверху, через застеклённое перекрытие – как бы с неба.

В советский период Буддийский храм, как и многие культовые здания других религий, был закрыт. В разное время здесь находились лаборатории, радиостанция, и лишь в 1990 году храм вернули верующим.

Ближайшие события

События не найдены.