Дом И.Л. Лазарева («Палас-театр»)
Этот дом был построен на грани XVIIIи XIX веков в стиле раннего классицизма для Ивана (Ованеса) Лазаревича Лазарева, инициатора переселения армян в Россию, руководителя армянской общины. В результате ряда последующих реконструкций XIX века на фасаде появился декор в стиле Ренессанс. В начале XX века особняк вновь реконструируется для размещения в его стенах театрального зала и ресторана-кабаре – «Палас-театра». По-видимому, в ходе этой перестройки было поднято перекрытие над первым этажом, в результате чего был уничтожен балкон на фасаде, уменьшена высота небольших коринфских колонн над центральным входом.
Сейчас двухэтажный фасад этого дома выделяется среди строгой застройки площади Искусств отсутствием единого стилистического решения – итог многочисленных реконструкций. Черты первоначального классицистического дома сохранились в обработанном рустом первом этаже, симметричной композиции фасада, в строгих фронтонах и полочках над прямоугольными окнами. От переделок XIX века на фасаде – картуш и орнамент в треугольном поле (тимпане) центрального фронтона, львиные маски на месте прежних квадратных окон.
Интерьеры, уютные и нарядные, носят отпечаток разных стилей. Трёхмаршевая лестница, гостиная-фойе с прихотливыми узорами лепки, вкраплениями живописи и бронзы – в духе рококо. Театральный зал, по плану приближающийся к квадрату, является одним из наиболее ранних и немногочисленных интерьеров общественного назначения, выполненных в начале XX века под влиянием позднего русского классицизма. Зал отличается от парадных помещений театра подчёркнутой монументальностью, гладкими плоскостями стен, сдержанностью архитектурных деталей.
Разрушенное в годы Великой Отечественной войны, здание было восстановлено. Сейчас здесь работает Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии.
Пользователь объекта: Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение культуры «Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии».
К сожалению, по неубедительным для нас причинам пользователь данного объекта культурного наследия, нарушая конституционные права граждан, отказывает в доступе проекту Открытый город.