Дом М.П. Толстого
На Фонтанке с дальних расстояний притягивают взгляды высокие трёхпролётные проездные арки доходного дома М.П. Толстого. По этому проезду, протянувшемуся через весь квартал, можно попасть на улицу Рубинштейна, и выйти здесь через такую же «триумфальную арку».
«Главное в доме Толстого – не фасады и не объёмы, а само пространство, заключённое между ними» (Б.М. Кириков). Система внутренних дворов складывается в своеобразную внутриквартальную улицу, которая в середине делает изгиб, перелом – этот приём придаёт внутреннему проезду неповторимую живописность. Изломанная трасса улицы – не только художественная находка, но и рациональное решение, позволившее наилучшим способом разместить корпуса на сложном по конфигурации участке.
Дом строился на переломе архитектурной моды, когда модерн почувствовал влияние нового направления – неоклассицизма. Схожие по отделке лицевые и дворовые фасады отличаются сдержанностью, графичностью. Архитектор при минимуме декора сумел создать яркую запоминающуюся композицию. Следуя в русле модерна, Фёдор Лидваль использовал в отделке контрастные по цвету и фактуре материалы. Ярко-красный кирпич первого яруса, выше – серая зернистая штукатурка, на фоне которой тоном выделены скромные классицистические детали.
В Толстовском доме, как его часто называют, были и роскошные многокомнатные квартиры, и однокомнатные недорогие. Впрочем, такое сочетание было характерно для петербургских домов. Ведь Петербург – город контрастов, и на берегах Невы традиционно под одной крышей жили и «сливки общества», и городские низы.