Казанский кафедральный собор
По требованию императора Павла I Казанский собор должен был напоминать собор святого Петра в Риме, площадь перед которым оформлена величественной колоннадой. Был проведен архитектурный конкурс, и к исполнению был принят проект Воронихина, бывшего крепостного графа А.С. Строганова, президента Академии художеств. Строганов и курировал строительство собора.
В плане собор напоминает так называемый латинский крест – главный вытянутый с запада на восток корпус здания пересекается ближе к его восточному концу более коротким корпусом. Собор открыт к Невскому проспекту полуциркульной колоннадой, которая равна по высоте храму – таким образом, здание как бы скрыто грандиозной дугой, широко распахнутой на 100 метров. Колоннада, составленная из 72 колонн, формирует прилегающее городское пространство, активно взаимодействует с городскими ландшафтами.
Купол собора, вознесенный на высоту 62 метра, создан с использованием железной решетчатой конструкции – новаторское решение для того времени.
Оригинальной находкой Воронихина было использование для облицовки фасадов пудостского камня, добываемого в окрестностях Петербурга. Здание украшено каменными рельефами, созданными русскими скульпторами.
Оригинально внутреннее убранство собора, которое оценено историком архитектуры В.Г. Лисовским так: «Жизнерадостный, светский характер интерьера Казанского собора очевиден; здесь нет места таинственному сумраку, питающему мистическую экзальтацию молящихся». Величественность внутреннего пространства собора подчеркнута 56-ю колоннами, высеченными из гранита.