Литейный мост
В 1872 году были подведены итоги конкурса проектов постоянного Литейного моста: прежний наплавной был сорван ледоходом. Первая премия досталась английскому проекту под девизом «Вестминстер», однако в итоге Особая комиссия Министерства путей сообщения нашла в этом проекте недостатки, отклонила его, и строительство началось на основе проекта российских инженеров. При сооружении моста впервые была широко использована сталь, что позволило в полтора раза увеличить пролёты арок Литейного моста по сравнению с традиционными чугунными арками, применявшимися в мостостроении ранее.
Во время строительства произошли две катастрофы. Сначала из-за резкого оседания мостовой опоры погибли пятеро рабочих, затем взрыв в кессоне (большом перевёрнутом вверх дном металлическом ящике, в котором производятся донные работы) унёс жизни ещё девятерых строителей. Эти трагедии задержали строительство, однако в итоге мост всё же был готов к сроку – торжественное открытие состоялось 30 сентября 1879 года. Мост назвали Александровским в честь правившего тогда императора Александра II, однако это название не прижилось.
Художественные качества Литейного моста не были выдающимися, особенно портил впечатление тяжеловесный разводной пролёт и его массивная опора, контрастирующая с соседними арками. Перила моста были созданы по рисунку архитектора К.К. Рахау и представляют собой повторяющуюся композицию: русалки, держащие картуш с гербом Санкт-Петербурга. Литейный мост был первым и долгое время единственным среди петербургских мостов, освещённых электрическими фонарями.
В 1963–1967 годах Литейный мост был реконструирован, его полотно расширено на 10 метров, а разводной пролёт переделан так, чтобы он не выделялся среди других мостовых конструкций.