Мариинский дворец
Исаакиевская пл., д. 6
Годы постройки: 1839– 1844
Архитектор: А.И. Штакеншнейдер
Дворец великой княгини Марии Николаевны (Мариинский дворец) возле Синего моста через Мойку, ограничивающий Исаакиевскую площадь с юга, с полным правом отнесён к выдающимся памятникам архитектуры и истории. Это первое крупное произведение молодого тогда зодчего Андрея Штакеншнейдера знаменовало утверждение в России нового архитектурного стиля, пришедшего на смену классицизму - эклектики, предполагавшей использование мотивов всех исторических стилей прошлого, а также применение новых строительных материалов и конструкций, появившихся к середине XIX века.
Однако в ранней эклектике всё ещё заметны черты классицизма. Мариинский дворец был свадебным подарком императора Николая I своей дочери, вышедшей за герцога Максимилиана Лейхтенбергского.
При строительстве Мариинского дворца Штакеншнейдер рационально использовал часть стен и фундамента существовавшего здесь с первых лет правления Екатерины II дворца Чернышёва. По тем временам создание Мариинского дворца можно назвать ударной стройкой - всего 5 лет понадобилось для возведения обширного и богато отделанного здания. Главный дворцовый фасад симметричен.
Три выступа (ризалита) поставлены согласно правилам классицизма. В центре - широкий, с могучей аркадой-проездом и массивной венчающей стенкой-аттиком над карнизом. По бокам - подчинённые центру узкие выступы, увенчанные треугольными фронтонами. Стены украшены колоннами и пилястрами, поставленными на обработанный глубоким "бриллиантовым" рустом первый этаж.
Для отделки фасада вместо штукатурки использован местный относительно недорогой камень - песчаник, который не требует ежегодного ремонта. Штакеншнейдер лично ездил на разработки и следил за качеством поставляемого камня. При оформлении фасадов был широко использован металл: вазы на балюстраде и канделябры на главном подъезде из цинка, зонтики из чугуна. Из металла были сделаны и перекрытия дворца - тем самым здание было сделано безопасным в пожарном отношении.
Необычна планировка дворца. Анфилада парадных залов развёрнута не вдоль главного фасада, как это обычно практиковалось, а перпендикулярно этому фасаду по центральной оси здания - так, как в XVIII веке поставил главную анфиладу Таврического дворца архитектор И.Е. Старов. Парадные залы Мариинского дворца собраны вокруг ротонды, связывающей их в единый компактный комплекс.
Удобно расположены и лестницы, одна из которых связывает жилые и служебные помещения, минуя парадные залы. Во дворце в связи с состоянием здоровья владелицы был устроен специальный пологий спуск - пандус, по которому можно легко подниматься во все этажи или катить кресло. Для освещения некоторых помещений были созданы стеклянные потолки. Отделка помещений дворца отличается богатством и разнообразием художественных стилей. Здесь и колоннады, и золочёная лепка, и мозаика, и мрамор... Во дворце был зимний сад, где росли пальмы, бил фонтан.
Со вселением новобрачных во дворец в столице появился новый центр великосветской жизни, в Мариинском дворце часто бывали члены августейшей фамилии. Супруги играли заметную роль в государственной жизни Российской империи. Оба последовательно занимали пост президента Академии художеств. Максимилиан, обладавший обширными познаниями в области естественных наук, открыл первое в России гальванопластическое предприятие, на котором методом электролиза изготовлялись металлическая скульптура.
Потомки первых хозяев не смогли содержать дворец, и в 1884 году он был продан в казну и приспособлен для работы Государственного совета, для которого в 1907-1908 годах архитектор Л.Н. Бенуа на месте зимнего сада создал зал заседаний.
После 1917 года дворец занимали различные учреждения, во время Великой Отечественной войны здесь размещался штаб народного ополчения и госпиталь. Здание пострадало от вражеских бомбёжек и артобстрелов, было отреставрировано, здесь стал заседать Ленсовет.
Сейчас в Маринском дворце работает Законодательное собрание Санкт-Петербурга. В то же время в исторических интерьерах часто проводятся различные конференции, симпозиумы, съезды различного уровня; устраиваются выставки, концерты, торжественные церемонии.
Однако в ранней эклектике всё ещё заметны черты классицизма. Мариинский дворец был свадебным подарком императора Николая I своей дочери, вышедшей за герцога Максимилиана Лейхтенбергского.
При строительстве Мариинского дворца Штакеншнейдер рационально использовал часть стен и фундамента существовавшего здесь с первых лет правления Екатерины II дворца Чернышёва. По тем временам создание Мариинского дворца можно назвать ударной стройкой - всего 5 лет понадобилось для возведения обширного и богато отделанного здания. Главный дворцовый фасад симметричен.
Три выступа (ризалита) поставлены согласно правилам классицизма. В центре - широкий, с могучей аркадой-проездом и массивной венчающей стенкой-аттиком над карнизом. По бокам - подчинённые центру узкие выступы, увенчанные треугольными фронтонами. Стены украшены колоннами и пилястрами, поставленными на обработанный глубоким "бриллиантовым" рустом первый этаж.
Для отделки фасада вместо штукатурки использован местный относительно недорогой камень - песчаник, который не требует ежегодного ремонта. Штакеншнейдер лично ездил на разработки и следил за качеством поставляемого камня. При оформлении фасадов был широко использован металл: вазы на балюстраде и канделябры на главном подъезде из цинка, зонтики из чугуна. Из металла были сделаны и перекрытия дворца - тем самым здание было сделано безопасным в пожарном отношении.
Необычна планировка дворца. Анфилада парадных залов развёрнута не вдоль главного фасада, как это обычно практиковалось, а перпендикулярно этому фасаду по центральной оси здания - так, как в XVIII веке поставил главную анфиладу Таврического дворца архитектор И.Е. Старов. Парадные залы Мариинского дворца собраны вокруг ротонды, связывающей их в единый компактный комплекс.
Удобно расположены и лестницы, одна из которых связывает жилые и служебные помещения, минуя парадные залы. Во дворце в связи с состоянием здоровья владелицы был устроен специальный пологий спуск - пандус, по которому можно легко подниматься во все этажи или катить кресло. Для освещения некоторых помещений были созданы стеклянные потолки. Отделка помещений дворца отличается богатством и разнообразием художественных стилей. Здесь и колоннады, и золочёная лепка, и мозаика, и мрамор... Во дворце был зимний сад, где росли пальмы, бил фонтан.
Со вселением новобрачных во дворец в столице появился новый центр великосветской жизни, в Мариинском дворце часто бывали члены августейшей фамилии. Супруги играли заметную роль в государственной жизни Российской империи. Оба последовательно занимали пост президента Академии художеств. Максимилиан, обладавший обширными познаниями в области естественных наук, открыл первое в России гальванопластическое предприятие, на котором методом электролиза изготовлялись металлическая скульптура.
Потомки первых хозяев не смогли содержать дворец, и в 1884 году он был продан в казну и приспособлен для работы Государственного совета, для которого в 1907-1908 годах архитектор Л.Н. Бенуа на месте зимнего сада создал зал заседаний.
После 1917 года дворец занимали различные учреждения, во время Великой Отечественной войны здесь размещался штаб народного ополчения и госпиталь. Здание пострадало от вражеских бомбёжек и артобстрелов, было отреставрировано, здесь стал заседать Ленсовет.
Сейчас в Маринском дворце работает Законодательное собрание Санкт-Петербурга. В то же время в исторических интерьерах часто проводятся различные конференции, симпозиумы, съезды различного уровня; устраиваются выставки, концерты, торжественные церемонии.