Особняк Ф. С. Салова - ЦГ Детская библиотека им. А.С. Пушкина
Об истории этого дома рассказывают известные петербургские краеведы Л. И. Бройтман и Е. И. Краснова в издании "Большая Морская".
На протяжении всего существования дома он постоянно менял своих хозяев и, вследствие этого, архитектуру, облик.
В 1740-х гг. - это "дом в один "апартамент" на подвалах в девять окон, с нарядными воротами. Особняк принадлежал мадам де Ланге - дочери известного петровского вице-адмирала Корнелия Крюйса. Это очень интересное совпадение: Крюйс связан с морем, а дом расположен на улице "Морской".
Корнелий Иванович Крюйс (Нильс Ольсен) (1657-1727) стоял у истоков Российского флота, отдав 30 лет своей жизни его становлению и укреплению. Наряду с Петром I и адмиралом Ф. Апраксиным, К. Крюйса по праву можно считать зачинателем военно-морского дела в России.
В конце XVIII в. дом вырос на один этаж, а его хозяином стал генерал-фельдмаршал Н. И. Салтыков (1736-1816), сенатор, член Государственного совета, президент военной коллегии. Екатерина II назначила Н. И. Салтыкова воспитателем своих внуков - Александра и Константина.
В 1824 г. дом 33, как и другие дома на этой улице, пережил страшное наводнение, о чем свидетельствует сохранившаяся на нем памятная доска с указанием уровня подъема воды.
В 1830-1870-х гг. особняк принадлежал генерал-майору Ф. А. Салову и его наследникам, для которых был перестроен в 1871 г. по проекту арх. И. В. Штрома (1824-1887). В оформлении фасада были использованы элементы архитектуры барокко: лучковый фронтон с окном - люкарной и волютами, лепные детали. Кроме того, была выполнена "постановка металлического на колонках зонтика" у подъезда. Подобные навесы были удобны для петербургского климата и к тому же украшали улицы города. В наше время они не сохранились.
В 1890-х гг., когда домом владел Л. А. Варшавский, здесь находился книжный магазин "Новости" с читальней, нанимавшей зал на втором этаже с окнами на улицу. В довольно просторном помещении на столах были разложены всевозможные русские газеты, получаемые редакцией, видимо, в обмен, как это было принято. Обычай требовал, чтобы при входе посетитель купил свежий номер "Новостей".
В 1891-1917 гг. здесь находился "магазин заграничных роялей и пианино Герман и Гроссман", который в путеводителе 1892 года называют одним из "обширнейших" в Петербурге.
В 1902 г. на втором этаже появилось, как пишет в своих "Воспоминаниях" А. Н. Бенуа (1870-1960), "некое себя окупающее, а то и доходное предприятие" под названием "Современное искусство". К его созданию И.Э. Грабарь привлек всех художников из "Мира искусства". Новое предприятие "должно было представлять петербургской публике ряд обстановок, в которых новый стиль специфически петербургского оттенка прелестно был в формах невиданных и пленительных". Художники оформили "Столовую", "Чайную", "Будуар", "Светёлку", или "Горенку", и другие образцовые комнаты.
В 1976 г. в здание переехала Центральная городская детская библиотека им. А. С. Пушкина.
В 1902 г. в этом здании, на втором этаже была устроена выставка или, как тогда писали, художественное предприятие "Современное искусство" (открыто в начале 1903 г.). (Об этом предприятии можно прочитать, например, Максим Дубаев. Рерих. М., "Молодая гвардия", 2003; в
Выставка была устроена художественным объединением "Мир искусства", по инициативе И. Э. Грабаря, на деньги двух москвичей князя С. А. Щербатова и В. В .фон Мекка (которые сами были художниками). Интерьеры выставки были оформлены по эскизам художников, в основном принадлежащих "Миру искусства". Кроме того, были выставлены работы французского ювелира Р. Лалика, дамские платья по эскизам В. В. фон Мекка, картины художников К. А. Сомова и Н. К. Рериха, были организованы выставка японских гравюр и выставка рисунков, акварелей. картин, посвященных 100-летию Петербурга.
Выставка задумывалась как постоянное предприятие, которое будет окупаться за счет продажи выставленных на ней изделий прикладного искусства. Но эти надежды не сбылись, предприятие оказалось убыточным и уже в том же 1903 г. было закрыто.
Независимо от коммерческого неуспеха, выставка была ярким, значительным явлением в русском искусстве начала XX века. Вероятно, наиболее интересны были интерьеры выставки - плод архитектурного творчества художников-живописцев (большинство из них имели опыт создания театральных декораций), представляющие собой произведения разных направлений и оттенков модерна.
Отдельные фотографии этих интерьеров можно увидеть в книгах по истории русской архитектуры. Основной их источник - журнал "Мир искусства", 1903, №5-6, С. 221-252. Кроме того, есть несколько фотографий К. К. Буллы в журнале "Нива", 1903, №7, С. 135–137; там же помещена и статья "Современное искусство" (как это ни странно, в журнале "Мир искусства" есть только фотографии, безо всякой статьи).
Наиболее эффектным интерьером выставки была столовая, оформленная художниками Александром Николаевичем Бенуа и Евгением Евгеньевичем Лансере (не следует их путать с их братьями - архитекторами).