Павловский парк
Живописная местность, на которой позже сформировался Павловский парк, с середины XVIII века нередко служила угодьем для придворной охоты. В 1777 году императрица Екатерина II подарила эти земли своему сыну Павлу Петровичу, который неспешно начал обустраиваться здесь. Поначалу были выстроены два небольших дворца, предназначенных для владельца и его жены, вокруг – разнообразные парковые сооружения. В 1780–1787 годах под руководством архитектора Чарльза Камерона и садового мастера Визлера в парке проводились масштабные работы, в результате которых эта территория была преобразована в живописный дворцово-парковый ансамбль, ядром которого стал Павловский (Большой) дворец. «Камерон увлёкся задачей создания загородного парка, который должен был выглядеть как живописный уголок естественной природы. Наметив основные композиционные центры зелёного массива, архитектор соединил их системой просек и аллей, вдоль которых раскрылись чудесные перспективы» (В.Г. Лисовский).
В 1790–1800 годах архитектор Винченцо Бренна, а в 1801–1828 годах – Пьетро Гонзаго развили идеи своих предшественников, создав новые районы обширного парка, который ныне занимает территорию 600 гектаров. Павловский парк маскируется под природный массив, однако живописность всех его участков – результат работы мастеров своего дела, которые, можно сказать, используя постройки, растительность и воду как ноты, сочинили неповторимую мелодию. Гуляя по берегам протекающей здесь речки Славянки, можно насладиться разнообразнейшими ландшафтами, которые, в неразрывной связи с архитектурными сооружениями, дарят то возбуждённо-лирическое, то торжественно-возвышенное, а то задумчиво-меланхолическое настроение.