Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека
Российская Национальная Библиотека

Российская Национальная Библиотека

Адрес Российская Национальная Библиотека Садовая ул., д.18
Годы постройки: 1796-1801, 1828-1834
Архитекторы: Е.Т. Соколов, К.И. Росси
Главное здание Библиотеки, начинаясь от угла Садовой улицы и Невского проспекта и заканчиваясь на углу площади Островского и переулка Крылова, зрительно воспринимается как единое строение. В действительности это четыре самостоятельных здания, которые возводились порознь в течение более чем столетия. Самый старый — угловой корпус на пересечении Невского проспекта и Садовой улицы называется Соколовским, к нему со стороны площади примыкает корпус Росси, к которому пристроены корпуса Собольщикова и Воротилова.

Здание в стиле классицизм на углу Невского проспекта и Садовой улицы было построено по проекту архитектора Е. Т. Соколова, одобренного еще Екатериной II. Строительство началось в 1795 году и растянулось на 15 лет.

Строительство же корпуса на углу Невского проспекта и площади Островского было задумано Карлом Росси, когда он по своей инициативе создавал проект новой площади, предусматривавшей и расширение библиотеки. Архитектурная идея Росси при подготовке проекта строительства нового библиотечного здания состояла в сохранении корпуса Соколова и включении его в общую композицию. Основой композиционного решения фасада Росси служила колоннада ионического ордера, приподнятая, как и у Соколова, на массивный рустованный нижний этаж. Окна и ниши верхнего этажа были заделаны, а на их месте помещен скульптурный фриз. В дворовом фасаде вместо колонн в центральной части использованы пилястры. Фасад, обращенный к площади, завершает единый аттик, украшенный статуей богини мудрости Минервы. На боевом шлеме Афины (Минервы) примостился сфинкс. Фигура эта была выполнена в 1832 году В. И. Демут-Малиновским. Между колонн здания стоят фигуры древних историков, поэтов, философов, ученых, облаченных в античные одежды.

В конце 50-х годов XIX века в связи с большим наплывом читателей было принято решение о пристройке нового здания. Перед началом строительства архитектора В. И. Собольщикова отправляют за границу для знакомства с европейскими библиотеками. Он знакомился там как с организацией обслуживания, так и с архитектурой зданий, согласованной с потребностями посетителей, хранительскими функциями. Закладка нового здания происходит в июне 1860 года, а открытие — в сентябре 1862 году. Зал был значительно удобнее предыдущих: светлый, снабженный подъемными машинами для книг, шкафами и столами для справочной библиотеки и дополнительными помещениями для занятий художников и женщин-читательниц. К 1890 году возникла срочная необходимость расширения Библиотеки, переполненной книгами и рукописями. 1 сентября 1896 года состоялась закладка нового здания по проекту Е. С. Воротилова.

7 сентября 1901 года новый читальный зал был открыт для посетителей. Корпус с громадным читальным залом, какого Библиотека еще не знала, был возведен в одну линию с корпусом Росси — Щедрина. Для единства восприятия этих разнородных и разновременных построек использовались единство масштабных соотношений и сходные элементы декора. В старых стенах пробили вертикальные борозды для зрительного соединения обоих зданий. Воротилов соединил их внутренней галереей.

Российская национальная библиотека располается здесь и поныне.

Прошедшие события