Трансформаторная подстанция электрифицированной дороги «Оранэл»
Эта трансформаторная подстанция строилась для Ораниенбаумской электрической железной дороги («Оранэл»), которая стала первой, по современной терминологии, пригородной электричкой. Этой трассой предполагалось связать Петербург и Ораниенбаум.
Краснокирпичная подстанция состоит из повышенного объёма со ступенчатым аттиком, прорезанного огромными суженными полуциркульными окнами, и примыкающего к нему одноэтажного корпуса с ещё более приземистым ответвлением. Этот перепад высот придаёт зданию динамичность, экспрессию. С определённых ракурсов подстанция выглядит как лестница, ведущая в небо.
В некоторых источниках автором проекта подстанции указывается гражданский инженер Алексей Зазерский, приводятся конкретные даты строительства (1914–1915 гг.), однако основательных документов, подтверждающих эту атрибуцию, обнаружить не удалось.
К Оранэле было привлечено всеобщее внимание. Газета «Новое время» отмечала: «Дорога имеет громадное значение в смысле разгрузки столичного населения. Все европейские города давно уже обзавелись пригородными электрическими дорогами. Петербург делает первую попытку».
До революционных событий 1917 года успели построить лишь головной участок, начинавшийся от Нарвских ворот, в 1920-е годы трассу протянули до Стрельны. Сейчас по этому маршруту ходит трамвай № 36, а в 2019 году часть помещений подстанции были переданы Музею «Оранэлы».