Цирк Чинизелли
Цирк на Фонтанке – первое каменное стационарное цирковое здание в России. Основатель цирка Гаэтано Чинизелли – итальянский цирковой наездник и дрессировщик лошадей, педагог, глава цирковой династии, умер вскоре после завершения постройки здания, но дело продолжили потомки. Как отмечалось в петербургских газетах, Чинизелли сумел сколотить великолепную труппу, в которой есть «представители высшей школы верховой езды», силачи, «весьма порядочные танцовщицы и танцовщики на канате и проволоке», а также «ловкие клоуны».
Цирк для этой труппы был построен в соответствии с новейшими техническими достижениями того времени. Зрительный зал перекрыт железным куполом системы Шведлера и состоит из решётчатых рёбер и кольцевых и диагональных связей. Тогда создание этого купола пролётом в 48 метров было технологическим прорывом. Конструкции перекрытия собрали на земле, а затем с помощью специальных подъёмных устройств водрузили на металлическое опорное кольцо, уложенное в верхней части стены.
Круглое в плане здание цирка приглашает зрителей войти внутрь через массивный ризалит главного входа, прорезанный тремя огромными окнами, на фоне которых выделяются аллегорические скульптурные изваяния. Фасад богато украшен лепниной, пилястрами, балюстрадами.
Выразительный объём купола великолепно просматривается с дальних расстояний. В интерьере купол раскрывается решётчатыми рёбрами и другими элементами конструкции, что демонстрирует зрителям, по словам историка архитектуры А.Л. Пунина, «инженерную душу» сооружения.
Балюстрада (франц. "пояс") – ограждение балконов, лестниц, крыш, состоящее из ряда балясин (столбиков веретёнообразной формы), соединённых сверху поручнем. |
Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены, заменяющий колонну. |
Ризалит (итал. "выступ")– часть здания, выступающая за линию фасада. |