Здания Министерства финансов
Комплекс зданий, строившийся разновременно и разными архитекторами для Министерства финансов Российской империи, занимает обширный участок по набережной Фонтанки и состоит из зданий Ссудной казны и Сберегательной кассы, жилых флигелей и казарм для служащих, Главного казначейства.
Планировку здания Ссудной казны (дом 74) создал архитектор Андрей (Генрих) Бертельс, внутреннюю структуру Сберегательной кассы (дом 78) проектировал Роман Голенищев; при зданиях были спроектированы и «служительские казармы». Выходящие на реку постройки, разделённые внутриквартальным проездом, были возведены в 1898–1900 годах, фасады их оформлял архитектор Александр фон Гоген. По словам В.Г. Лисовского, оба фасада – «вариации на одну тему». В фасадных композициях этих зданий ведущую роль играют ренессансные аркады, составленные из оконных проёмов. Аркады не копируют друг друга, но перекликаются между собой на одном архитектурном языке. В 1910–1911 годах архитектор Сергей Корвин-Круковский по проекту архитектора Владимира Цейдлера построил между этими зданиями в глубине квартала (дом 76) здание Управления Государственных сберегательных касс с жилыми флигелями.
В 1913–1915 годах тот же Сергей Корвин-Круковский по проекту архитекторов Дмитрия Иофана и Сергея Серафимова выстроил в ряд с существующими зданиями Главное казначейство (дом 70–72). Центральный протяжённый корпус слегка отодвинут в глубину участка, а на красную линию застройки выходят боковые ризалиты, оформленные лоджиями. Эта композиция вторит зданиям Министерства внутренних дел, построенным архитектором Карлом Росси в 1830-е годы на противоположном берегу Фонтанки (дом 57). По словам В.Г. Лисовского, зодчие начала XX века совершили «реверанс» в сторону великого мастера эпохи классицизма. Интересны интерьеры Главного казначейства: круглый вестибюль, из которого два крыла плавно изгибающейся лестницы ведут во внутренние помещения; сводчатый операционный зал, насыщенный светом через застеклённый купол.
Ризалит – часть здания, выступающая за линию фасада во всю его высоту. |