Архитектура отечественных театров: между свободой и стандартом

В архитектуре театральных зданий сложился ряд характерных решений сценической и зальной частей, характерные способы их взаимодействия, сформировались основные приемы пространственной и планировочной организации. Эти решения – следствие функциональных и экономических ограничений.

Видимость, доступ аудитории к происходящему на сцене, необходимость создания совершенной, жизнеподобной иллюзии, акустические ограничения предполагают выбор той или иной формулы – каждая из которых имеет свою историю, традицию. Так, стремление обеспечить равные условия для всех зрителей диктует выбор амфитеатра, соображения компактности и слышимости – предпочтение ярусного театра даже в эпохи, когда разделение публики противоречит идеологии равенства. Разные формулы отражают актуальные представления о социальной иерархии, разные модели зрелища, разные режиссерские идеи. А есть еще, например, противопожарные требования, которые приобретают «формообразующий» характер уже в конце XIX века. Кроме того, история театра – это и история публики, конвенций зрительского поведения – что тоже прямо связано с устройством зданий. Театр в силу «встроенной» в жанр условности, оказывается сферой свободы и – архитектурной свободы, в частности. 

На лекции мы поговорим о том, как история театральных зданий в нашей стране соотносится с мировыми процессами, какие тенденции, идеи, архитектурные моды в ней отражаются и как авторы проектов находят равновесие между свободой и стандартом.

Видео о мероприятии

63 отзыва

Симбирцева Татьяна Николаевна
Лекция очень понравилась. Узнала много нового в вопросах и методах проектирования театров.
Ирина
Лекция об архитектуре театров понравилась. Теперь мне понятно что значит видеть, слышать, выживать.
Просветительная деятельность Открытого города уникальна. Огромное спасибо.
Мне приходилось проектировать трамвайное депо и территорию трамвайного парка.
Достаточно прослушать лекцию Басса Вадима Григорьевича, руководствоваться формообразованием (видеть, слышать, выживать) и ограничением (не стесняет архитектора), чтобы из стандартных форм создать что-то сильное и экспрессивное. Просветительская деятельность Открытого города уникальна.
Бирюлина Ирина Анатольевна
Очень интересная лекция, насыщенная и глубокая.
Иванова Лариса Николаевна
Хороший лектор, замечательная лекция. Спасибо!
Терентьева Елена Михайловна
Лекция очень интересная, насыщенная. Спасибо Открытому городу.

Другие лекции

Несбывшийся Ленинград. Забытое будущее Лекции
Лекции
26.09.2019 19:00 200 свободных мест
Несбывшийся Ленинград. Забытое будущее
Невский пр., д. 35; Садовая ул., 17; ул. Ломоносова, 4; Перинная линия
Крайнов Михаил Александрович Крайнов Михаил Александрович
Ожидание записи
0 отзывов