Экскурсия в Дом Демидова


Большая Морская улица по праву считается одной из самых фешенебельных улиц нашего города. На ней до сих пор сохранились аристократические особняки, здания крупных банков и акционерных обществ, дорогие доходные дома.

Исаакиевский собор, построенный по проекту архитектора Огюста Монферрана, задавал тон всей окружающей застройке. О зодчем долгие годы говорили, как о мастере монументальных архитектурных форм. Однако, в арсенале мастера имелись и частновладельческие дворцы, и особняки, созданные в 1830-е годы.

В качестве примера выступает особняк на Большой Морской, дом 43, выделяющийся в застройке улицы богатой пластикой фасадов.

Первоначально дом был двухэтажным в 11 окон, во второй половине XVIII в. его надстроили третьим этажом. В 1836 г. участок был продан семьёй Эссенов статскому советнику, владельцу уральских заводов Павлу Николаевичу Демидову.

Павел Николаевич находился в дружеских отношениях с архитектором Монферраном, поэтому сразу заказал ему перестройку особняка. Переделка затронула не только интерьеры, но и фасад. Зодчий решает его в пышных, барочно-ренессансных формах. Особняк обращал на себя внимание своим богатством, обилием мрамора, необычным для Петербурга включением мраморных ниш с фонтанами в оформление фасада. Горожане единогласно считали дом Демидова новым украшением для города. В интерьерах зодчий впервые использовал малахит, искусственный мрамор, золоченый лепной орнамент. «Большой дом» был свадебным подарком любимой супруге Авроре Карловне Шернваль - выдающейся женщине своего времени, оставившей ярчайший след в истории России и Финляндии. Некоторые интерьеры особняка получили новое оформление после кончины Демидова в 1840 году. В 1846 году Аврора Карловна вышла замуж за Андрея Николаевича Карамзина, сына известного историка. Новый союз - новые интерьеры. Занимался ими архитектор Г.А. Боссе. Переделка в основном затронула покои третьего этажа.


С 1870-х годов поменялись владельцы. Дом стал принадлежать княгине Н.Ф. Ливен, а с 1911 года Итальянскому посольству. И опять произошли некоторые изменения. Герб Демидовых в картуше на фасаде заменили на итальянский, Парадный зал лишился малахитовой отделки, некоторые помещения были оформлены заново, появились технические новинки (подъемная машина).

В советские годы (с 1957–1995гг.) здание занимал институт «Гипростанок», потом Балтийский банк. На средства банка в интерьерах третьего этажа прошли реставрационные работы.

Да, фасады и интерьеры особняка (особенно второго этажа) находятся не в лучшем состоянии. Их ждут серьезные реставрационные работы. Но, поверьте, там до сих пор есть на что посмотреть. Что касается бывших владельцев этого дома, то каждый из них был сам по себе выдающейся личностью. Так откроем же ещё одну малоизвестную страницу светской России ушедших столетий!

134 отзыва

Марченко Ольга

30 июля 2021
Большое спасибо Людмиле Юрьевне за интересный рассказ об истории дома и его владельцах. Очень хочется, чтобы этот великолепный дом был отреставрирован и занял достойное место в списке архитектурных шедевров нашего города.
Жохова Ирина

30 июля 2021
Экскурсия очень понравилась! Красивые интерьеры, Замечательная Людмила Юрьевна. Все было великолепно, спасибо!
Кухаева Ольга

30 июля 2021
Экскурсия очень интересная и познавательная! Спасибо вам большое, мне всё понравилось, экскурсовод просто замечательная, профессионал своего дела!
Осипова Марина

28 июля 2021
Отличная премьерная экскурсия с неподражаемой Людмилой Юрьевной Саппыкиной.В очередной раз- БРАВО !Было интересно побродить по залам и полюбоваться очень красивым фасадом-творением Монферрана.
Ларина Надежда

28 июля 2021
Спасибо за замечательную экскурсию с потрясающим экскурсоводом. Слушать Людмилу Юрьевна всегда удовольствие. Особняк красив не смотря на плачевное состояние,в котором он находится. Интересна история здания и его владельцев. Но смотреть на это больно!
Латынова Надежда

28 июля 2021
Какая же великолепная экскурсия! Блистательная Людмила Юрьевна показала нам эту жемчужину со всех сторон, подробнейшим образом рассказала и о доме Демидова, и обо всех его владельцах. Мы смогли полюбоваться интерьерами не только первого и второго этажей без торговых павильонов (которыми все заставлено на ювелирных выставках), но и впервые подняться на третий этаж, обычно закрытый для осмотра. Наст... Читать полностью